01 ноября 2012
12344

Судить об истории СССР по фильмам НТВ - все равно, что верить речам Геббельса

Верить ему можно настолько, насколько верится в честность приватизации

Выпустив на экран очередную поделку Алексея Пивоварова "Хлеб для Сталина. Истории раскулаченных", НТВ по сути соединило два жанра. Если до этого серия антисоветских псевдодокументальных и художественных картин о Великой Отечественной войне и трэшевых разоблачающих поучений о вреде Лукашенко, Лужкова и т.д. существовали отдельно, то теперь они слились воедино в этом фильме, который можно было совершенно спокойно называть "Анатомия протеста 3: Хлеб для Сталина". То ли они тем самым пытались указать, где лежат историко-идейные корни Удальцова. То ли намекнуть, к чему он, по мнению НТВ, стремится...

В целом получилось очередное "обличение ужасов социализма". С точки зрения познавательно-исторической значения это "творение", разумеется, никакого значения не имеет. Что-то вроде повествования о том, как американцы, высадившись в свое время на Луну, на деньги Таргамадзе съели на Луне всех армянских виноделов.

Как указано в анонсах фильма, "подобный масштаб стал возможен благодаря участию в проекте Объединенной компании "Русал" и лично Олега Дерипаски". Как говорится, кто платит деньги, тот... Пивоварова и танцует.

На самом деле тут есть два больших и разных вопроса.

Первый - это НТВ с его фильмами, что "документальными", что художественными, что постановочными имитациями, гордо именуемыми "документальными драмами". Второй - собственно проблема коллективизации и раскулачивания.

И одно к другому имеет малое отношение. Поэтому о втором нужно говорить отдельно и в данном случае это за скобки выносится. Первое - более простое и более актуальное. Здесь тоже есть два аспекта: что НТВ показало демонстрацией фильма, и как это соотносится с тем, чего вообще стоит все, показываемое НТВ.

В фильме, кроме инсценировок, вообще нет ничего нового. Не в плане некоей фактуры и документальности - потому что их там вообще, по сути, нет. А в плане того, что вообще было сказано.

Оно, НТВ, сказало, прежде всего, что люди, определяющие его информационную политику, негативно относятся к коллективизации в СССР и положительно к кулакам в деревне. Дело не в том, правы они или неправы - дело в том, что в этом и так никто не сомневался. Как, после историй с фильмами "Четыре дня в мае" и "Служу Советскому Союзу" никто не сомневался и в том, каково их отношение к событиям Великой Отечественной Войны. И в целом ко всему советскому периоду. То есть судить об истории советского периода и той же коллективизации по тому, что может показать НТВ - это все равно, что судить об этих событиях по речам Геббельса.

Главные фигуры фильма, трагически-подавленными голосами рассказывающие о соответствующих "ужасах" - губернатор Ткачев, "бизнесмен" и фигурант "писательского дела" 1997 года Альберт Кох, и ведущий НТВ Алексей Пивоваров.

Безусловно, тот, кому эти имена внушают доверие и у кого они ассоциируются с честностью, могут им верить. Как могут верить и в то, что Удальцов - агент трех иностранных разведок, Лукашенко - враг России, а Лужков - украл весь бюджет Москвы за период своего мэрства и спрятал в собственной кепке.

Тем не менее.

Александр Ткачев. Начал свою общественную деятельность в 1986 году, избравшись первым секретарем Выселковского райкома комсомола. В 1990-е годы избирался при поддержке КПРФ в краевой и федеральный парламент. В последнем был заместителем председателя созданной при той же КПРФ Агропромышленной группы. В 2000-м году компартией же был выдвинут кандидатом на пост губернатора края и благодаря ее поддержке победил, собрав 82 % голосов. Был в этой партии до мая 2003 года, после чего поспешно перешел в "Единую Россию". Затем был вновь переизбран на пост в марте 2004 года. Очень честный, верный слову и преданный человек.

Альфред Кох. Этот - товарищ Чубайса еще с 1980-х гг. С 1991 года работал заместителем исполнительного директора территориального фонда госимущества в Санкт-Петербурге. В 1992-1993 годах - заместитель председателя комитета по управлению имуществом Санкт-Петербурга. Потом - заместитель председателя Госимущества, когда последнее возглавлял Чубайс - и председатель этого Комитета, когда Чубайс пошел на повышение. Курировал приватизацию. Потом писал о ней воспоминания за несоразмерный гонорар от иностранных заказчиков и в результате потерял пост вице-премьера правительства РФ, который недолго занимал в 1997 году ("дело писателей"). А в начале 2000-х возглавил "Газпром-медиа" и по поручению власти осуществлял захват и разгром "старого НТВ".

Алексей Пивоваров. Начал в 1988 году ведущим "Пионерской Зорьки". В 1990-е был корреспондентом в "Намедни" Парфенова. Но когда Парфенов ушел с НТВ - остался. И когда оставшихся выгнал Кох - тоже остался. И стал снимать разного рода "документальные драмы" в жанре исторической фантазии с использованием внешних черт стилистики парфеновских "Намедни": о том, как Жуков проигрывал битвы, о том, как храбро дрался генерал Власов, о том, как бездарно начал войну СССР... То есть тоже - очень честный человек. А в декабре 2012 года Пивоваров утроил истеричный демарши на НТВ, требуя показа в прайм-тайм митинга "болотников". То есть, в ценностях и симпатиях этого человека сомневаться не приходится.

Все это - люди, вполне определенно проявившие свои взгляды, моральный облик. Степень четности и порядочности. Тут просто дело каждого, и каждый может сам определяться. Кто верит этим людям - вправе верить им и дальше, как и их взгляду на "историю раскулачивания" и на причины и историю коллективизации.

Очень хорошо, на самом деле, что они создали этот фильм. И очень хорошо, что его создали именно они. Потому что их репутация - критерий отношения к их фильму и к представленному в нем версии событий - что тех, которые они инсценировали, что любых иных, о которых они что-нибудь когда-нибудь еще будут рассказывать.

Кох говорил от имени генерации организаторов приватизации. Ткачев - от имени генерации комсомольских секретарей, перебежавших из компартии в "Единую Россию" и в "белые казаки". Пивоваров - от имени поколения, "выбравшего пепси" и наловчившегося предавать тех. кого предавать выгодно.

Каждый, кто хочет верить им - может верить им. Каждый, для кого их биографии - пример честности, может верить в фильмы, снимаемые ими на НТВ, равно как и верить самому НТВ. Как может верить и стилю, доминирующему в разоблачающих анатомиях НТВ того или иного рода - что в отношении Лукашенко, что в отношении Лужкова, что в отношении Батуриной, что в отношении Удальцова. Все это очень разные люди - с разными взглядами, позицией, биографией и ролью. Кто-то их них хорош, кто-то плох.

Но для таких, как НТВ или Пивоваров с Кохом, вообще неважно, каковы те люди или те события, которые они показывают. Подбором фрагментов, монтажом, тревожно-звучащей интонацией они в отношении любого сформируют нужное им или заказанное к изготовлению предубеждение.

Как написал в июне 2012 года шеф НТВ Кулистиков: "А, может быть, хотите стать героем Скандальных спецпроектов НТВ? У нас для всех припасены подарки, У нас любому есть, что вставить в счет". Для всех и по любому поводу. Так к ним и нужно относиться - и верить в их честность настолько же, насколько страна верит в честность приватизации и тех, кто ее проводил.
Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/2012/11/01/aktsii-vnesistemnoi-oppozitsii-v-rossii/696363-sudit-ob-istorii-sssr-po-filmam-n
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован