Эксклюзив
Тимофеев Сергей Александрович
06 ноября 2015
3506

Разговор финансиста о музыке

Main

«…одной любви музыка уступает, 
но и любовь – мелодия»
А.С. Пушкин.

Признаюсь сразу: о музыке я знаю много больше, чем понимаю в ней.

Музыка – с позиций экономиста - странная отрасль искусства. 
Все прочее искусство: живопись, скульптура, архитектура, со временем только растет в цене. 
Классическая музыка практически free of charge. 
Но ей повезло в ином. Она звучит там, где объединяются стремящиеся к ней. Редкий мелофоб отважится на то, что бы запечатлеть себя в пространстве заполненном Девятой симфонией Бетховена. Не выдержит. Не сдюжит. 
 

С музыкой, ох, как все не просто. 
Она для кого пишется?
Для слушателей? Для тех, кто созрел в желании и возможности ее понять и воспринять?
Если бы все было так элементарно…

Калининград.
Кафедральный собор Кёнигсберга. 
Могила Канта за железной решеткой. 
Музей Канта. 
Дверь неприкрытая. Звучит орган. 
Прохожу. Сажусь. 
Зал мест на пятьсот пуст. 
Я  один. Музыка для меня.
Конечно это Бах. 
Что делает органист? 
Может быть репетирует. Но, возможно, что играет просто, для себя…
Теперь и для меня. Бах только для меня.

А для кого писал Бах?
Для полуграмотных бюргеров, сходившихся на мессу в собор каждое воскресение?
Бах двадцать пять лет играл свои фуги и оратории (понятно, что только фрагменты) в церкви Св. Фомы в Лейпциге. Значит, были прихожане, которые десятки лет слушали Баха, и только Баха. 
Они были обречены на погружение в сферу именно таким образом структурированных звуков. 
А Бах был обречен писать для этих людей, которые его  музыку, скорее всего, таковой и не считали. Музыка была для них вне собора. А здесь звучало иное. Что? Что думали эти ремесленники и крестьяне, слушая Баха? Не знаю. 
А что думал Бах?
Ни намека на понимание: пришли – прослушали – ушли. Ни аплодисмента, ни шиканья. Чинно и чопорно. Из недели в неделю. Из года в год. Всегда. 
Так для кого же писал Бах?
Для себя?
Творчество без обратной связи.
А результат?
Великий. Невообразимый. 
Пятый евангелист. 
Не ручей, а океан.

Шестое доказательство Канта основывается на установленной им связи между человеческой свободой и Богом. 
Признавая свободу, мы признаем силу, стоящую над необходимостью. 
Это мысль Канта, как ее понимаю я.
А Бах для меня, это – воплощение этой мысли в музыке.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован