15 августа 2002
4016

Малый А.А. Математические методы управления инновациями и инвестициями в регионе в 2001 - 2002 г.г. Выводы и заключение.


1. Региональные тенденции развития рынка инвестиций показывают незначительные позитивные перемены в данном секторе экономики. В целом это обусловлено тем, что еще не до конца решены макроэкономические задачи государства. В стране и, в частности в регионах, включая расположенные на их территории муниципальные образования, пока еще не созданы условий инвестиционной привлекательности. Кроме того, низок уровень государственного регулирования инвестиционных процессов, слабо развиты организационные и экономические формы привлечения инвестиций. Проводимая структурная, промышленная и экономическая политика в стране не позволяет наладить нормальное функционирование единого народнохозяйственного комплекса на базе восстановления расширенных воспроизводственных процессов и реализации принципа самодостаточности российского государства.
2. Исследование показывает, что применение отдельных разрозненных мер, направленных на улучшение процесса привлечения инвестиций в регионе, не дает желаемых результатов. Необходим системный управленческий подход к решению данной проблемы на базе выработки и реализации государственной инвестиционной политики, направленной на восстановление процессов расширенного воспроизводства и ориентацию регионов на экономическую самодостаточность. Стратегической целью государственной инвестиционной политики в современных условиях должно быть формирование региональных инвестиционных комплексов, адекватных рыночной экономике.
З. На управление региональным инвестиционным комплексом серьезное влияние оказывают внешние и внутренние факторы. Наиболее существенны внешние факторы, воздействующие на процесс привлечения инвестиций. Это, прежде всего, уровень и динамика развития макроэкономики. Влияние внутренних факторов инвестиционного комплекса определяется степенью развитости инфраструктуры региона, характером связей и пропорций между структурными элементами системы, количеством и качеством инвестиционных ресурсов, а также состоянием инновационной деятельности, уровнем организации и управления процессом привлечения инвестиций.
4. Проведенный анализ показал, что разработки в области управления процессом привлечения инвестиций в регионах Российской Федерации выполняются, как правило, различными ведомствами и раздельно, максимум в рамках одного или двух составляющих объекта менеджмента (основные объекты менеджмента: экономика, финансы, оргструктуры, кадры, нормативно-правовая база и т. д.), что негативно сказывается на их согласованности и должной взаимосвязи. Это обусловливает необходимость перехода от отдельных функцио¬нальных и технических решений по поводу привлечения инвестиций к комплексным решениям на базе создания специального агентства развития, аккумулирующего и координирующего всю деятельность субъектов хозяйствования по привлечению инвестиций в регионе.
5. Изучение состояния рынка инвестиций свидетельствует в целом о низкой инвестиционной активности в подавляющем большинстве регионов и практически по всем отраслям народного хозяйства. В значительной мере это обусловлено кризисным состоянием экономики, слабой развитостью рыночной инфраструктуры, обслуживающей процесс инвестирования, и отсутствием должного доверия со стороны населения и зарубежных инвесторов к государству. Некоторое оживление имеется лишь в ресурсных отраслях и ряде предприятий естественных монополий.
6. Как показывает практика, жизненный цикл инвестиционной модели экономической системы можно представить следующими фазами: разработка концепции инвестирования (определение требований к системе, согласование интересов всех участников проекта: законодательные органы, исполнительная власть, финансовые органы, предприниматели, население); проектирование системы (разработка нормативных, законодательных и других документов, привлечение инвесторов, заключение контрактов и договоров и пр.); разработка и реализация проекта, его адаптация к меняющимся обстоятельствам.
7. Выбор организационно-экономических форм инвестиционного процесса во многом предопределяет его результативность. При этом важно не только как можно шире использовать возможный набор организационных и экономических форм, но и учитывать их совместимость, сочетаемость, взаимосвязь, как, по сути, так и по уровням управления. Все экономические формы инвестиционного процесса должны быть организационно увязаны между собой и, в определенной мере, соподчинены соответствующим организационным структурам управления.
8. Привлечение в широких масштабах национальных и иностран¬ных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресс и передовой управленческий опыт. Поэтому включение регионов России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
9. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия за интересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники.
10. Региональным органам управления необходимо стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.





nasledie.ru


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован