23 июня 2006
2455

Евгений Бунимович: `Демократии надо обучать, как математике`

Качество отечественного образования - миф, потому что крупные российские компании вынуждены создавать корпоративные университеты, в которых переучивают вчерашних выпускников вузов. О том, почему это происходит, а также о том, каких предметов не хватает нашим школьникам и сможет ли "Яблоко" объединиться с СПС, "Новым Известиям" рассказал депутат Мосгордумы и учитель математики Евгений БУНИМОВИЧ.

То, что у нас называется политикой, просчитывается на уровне таблицы умножения. Это примитив, личные корыстные интересы довлеют, и это даже не особенно скрывают.

- Вы как-то говорили, что не приемлете рассуждение "если ты такой умный, то почему ты такой бедный". В чем тогда проявляется ум, если не в умении заработать деньги?

- Если цель - заработать деньги, тогда ум - некоторое приложение к этой цели. Но я полагаю, что это не единственная и не главная цель жизни. Есть вещи и поважнее - внутреннее спокойствие, достоинство, желание и возможность делать то, что ты хочешь. В жизни я встречал разных людей, в том числе и тех, кто заработал много денег. У меня не создалось ощущения, что они счастливы. Деньги и счастье - это разное.

- То есть человек может быть умным и при этом не способным себя обеспечить, чтобы иметь большую квартиру, ездить на хорошей машине, отдыхать на престижном курорте?

- Почему вы думаете, что умный человек обязательно должен сосредоточить свои усилия на том, чтобы у него была шикарная машина? Вот у меня, дурака, автомобиля нет и вообще никогда не было. Я родился и живу в центре Москвы и люблю ходить по городу пешком. Не думаю, что, когда вокруг твоего лимузина три машины охраны, а твой сын по этой причине отрезан от своих сверстников, - это самая радостная и счастливая жизнь. Но вот своей семье, детям надо обеспечить нормальный уровень жизни...

- ... который учителя своим семьям не могут обеспечить?

- Это совершенно другой вопрос. Я ведь третье поколение учителей в семье. Поверьте, никогда в России учителя хорошо не жили. Да и нигде в мире учителя не жируют. Но то, что учителей довели до нищеты в 90-е годы, - позорно. Когда политики первого сентября говорят, что нужно в ноги поклониться учителям, потому что они занимаются таким благородным трудом, я говорю коллегам: раз в ноги кланяются - зарплату не повысят.

- Наши эмигранты говорят, что если в России ребенок по математике был на среднем уровне, то по приезде в Америку сразу становится отличником. У нас лучше учат?

- Мне, как учителю математики и автору школьных учебников, конечно, это слышать лестно. Но все не так просто. Я был на уроках в американской школе и могу сказать, что математику они действительно знают хуже. А потом выходил на улицу, где все функционирует вполне нормально. Но ведь это сделали выпускники тех же школ! И если поговорить с американским школьником не о математике, а о конституции, обязанностях и правах гражданина, он знает больше, чем наш. Там в школах больше экономики, психологии, музыки, спорта. Это другая парадигма образования. Что касается эмигрантов, то большинство из них оказались не в самых лучших районах. Здесь их дети часто учились в лучших школах, а там они должны отдавать их в учебные заведения по месту жительства - иначе платно. А поскольку район бедный, то и школа плохая.

- Почему у нас с математикой хорошо, а машины делаем плохие?

- С математикой у нас не хорошо, а, скорее, неплохо. Хотя наше образование, в отличие, скажем, от здравоохранения, пока еще конкурентоспособно. Больница в развитых странах - это другой век. С нашими больницами их сравнивать невозможно. А когда приходишь в школу в Европе, США, видишь - что-то хуже, что-то лучше, но это сравнимо. И это наш шанс. Экономисты подсчитали, что сейчас, в XXI веке, самое выгодное вложение - именно в образование. Увы, наша идеология - надо подкинуть зарплату учителям не потому, что они заняты важным и к тому же конкурентоспособным делом, а просто чтобы учитель ноги не протянул.

- Так почему наши машины и больницы все-таки хуже, если образование конкурентоспособно?

- Это вопрос, который я сам задаю, когда бываю на телевидении, и кто-то говорит, что наше образование было и есть лучшее в мире. Я сразу же спрашиваю, а почему эта камера, которая снимает нас, сделана не в России? Почему эти светильники сделаны не в России? Почему штаны у ведущего пошиты не здесь? Какое же это лучшее в мире образование, если все мы везем из-за границы? Значит, образование оказалось неадекватным запросам времени. Наши, подчеркиваю, наши крупные корпорации создают сейчас корпоративные университеты. Уже создано два десятка. В них переучивают тех, кто только что закончил наши же высшие учебные заведения. Это же абсурд!

- Нацпроект "Образование" ситуацию изменит?

- Это не национальный проект. Там есть позитивные моменты - компьютеры в школах, по тысяче рублей классным руководителям. Но я как председатель Комиссии по образованию Мосгордумы могу сказать, что все это в Москве уже сделано. Во всех школах есть компьютеры, и они подсоединены к Интернету. А классным руководителям уже давно платили дополнительно в среднем по 1250 рублей. Только мы не думали, что эти очень небольшие дела нужно подавать как национальный проект. Это даже не шаг, а полшага, четверть шага, хотя и в верном направлении.

- Сколько надо платить, чтобы профессия учителя стала престижной?

- В Москве в хороших школах учителя получают до тысячи долларов. Это нормально. Не безумные зарплаты, если сравнить с уровнем воровства и коррупции. Профессия учителя станет престижной, когда те, кто лучше учился, и жить будут лучше. А сегодня хорошо живут совсем другие люди. Зачем тогда учитель?

- Происходящее в политике можно просчитать при помощи математических формул?

- То, что у нас называется политикой, просчитывается на уровне таблицы умножения. Это примитив, личные корыстные интересы довлеют, и это даже не особенно скрывают. Коллеги меня спрашивали, когда я пошел в Думу: когда ты скурвишься? Но неужели это так неизбежно? Ведь если сам перестаешь себя уважать, зачем все остальное?

- А "Яблоко" и СПС почему не могут посчитать, что поодиночке не пройдут в Думу?

- В политике два плюс два далеко не всегда четыре. Тебе твердят, что дважды два - десять. Ты говоришь - четыре. Тебе говорят - ну хорошо, семь с половиной. Ты говоришь - нет, все равно четыре. Тогда тебе говорят: почему вы не идете на компромисс? Теперь про белого бычка, то бишь, про СПС плюс "Яблоко". В Москве на выборах у нас получилось. Но мы очень долго объясняли людям, которые голосуют за "Яблоко", почему мы идем одним списком с СПС. И далеко не все это восприняли. Мы не только приобрели, но и потеряли сторонников. Да, за "Яблоко" сейчас голосуют меньше, чем раньше. Но это люди, которые прошли с нами непростые времена. И если мы их потеряем, "Яблоко" перестанет существовать. Компромиссы нужны. Но я не вижу сейчас СПС как единую партию с одной идеологией. Разные лидеры СПС имеют совершенно разные мнения даже по ключевым вопросам, например, по отношению к президенту. Они в оппозиции или рядом с ним? Или все еще СПС - в Думу, Путина - в президенты?

- Как относитесь к утверждению, что наш народ напоминает школьников, которые сядут на шею доброму учителю-демократу, а справиться с ними может только тиран с палкой?

- Это главная идея партии власти и президента: народ неразумен. Зачем выбирать губернаторов, если выбирают ворюг? Лучше назначать. Но вот Совет Федерации назначают - и стыд на весь мир, когда одного за другим сенатора отзывают за коррупцию и взятки. Теперь закон принимают, что в университетах профессора тоже неразумные, им мозгов не хватает выбрать себе ректора. Разрушаются традиции университетской автономии, которые утверждались веками. Надеюсь, что не дойдет до того, чтобы назначать жениха невесте. Я к людям отношусь иначе. Мы прошли очень тяжелую ломку с двумя путчами и Чечней, но избежали большой крови по всей России, как в гражданскую. Это заслуга не правителей, а людей, обычных людей, которых не раз науськивали друг на друга. Ведь когда против парламента стояли пушки и танки, это был прямой призыв к гражданской войне.

- Но когда "Яблоко" протестовало против отмены губернаторских выборов, кроме ваших активистов, на митинги никто не приходил.

- Конечно. Во французской школе я видел, как они обучают серьезному отношению к демократии, к системе выборов, к гражданскому обществу. А у нас ни семья, ни школа этого не воспитывают. Вы считаете, что ребенок только родился и уже законченный демократ? Мы говорили про математику. Никому же не приходит в голову, что ребенок приходит в школу и уже знает квадратные уравнения. Так почему думаете, что все остальное он знает и понимает? Надо учить, объяснять и повторять. Если на уроке рассказал что-то и сразу дать контрольную работу, большинство получит двойки. Вот и получаем. Много раз еще придется лоб в кровь разбивать. И дай Бог, чтобы только лоб.

- Сколько еще контрольных провалим?

- Думаю, много. Ведь учителя - кто? Думаете, бывшие секретари парткомов и комсомольские активисты - лучшие учителя демократии? Я видел не раз, как даже неплохие хозяйственники проводят вроде бы демократические вещи абсолютно тоталитарным путем. Не умеет они по-другому. Их так учили.
СПРАВКА

Евгений БУНИМОВИЧ родился в 1954 году. В 1975-м окончил механико-математический факультет МГУ. С 1976 года по настоящее время - учитель математики в московской экспериментальной гимназии Российской академии образования. Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, автор школьных учебников, книг стихов, статей и публицистики. Зампредседателя Московской организации "Яблока". С 1997 года трижды избирался депутатом Московской городской думы. С 2001 года по настоящее время - председатель Комиссии Мосгордумы по образованию и науке.

23 июня 2006 г.
АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, "Новые Известия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован