12 мая 2004
7194

Алексей Малый: Для династии Харлампиевых была характерна тяга к единоборствам и физической культуре

Что лучше, самбо или дзюдо, самбо или каратэ? На это я всегда отвечаю так: не может часть быть больше целого. СИСТЕМА САМБО впитала в себя все лучшее и целесообразное, что могли предложить нам народные виды борьбы и системы самозащиты.
Анатолий Харлампиев

Россия подарила прошедшему веку революцию ("каков подарочек", как говорили братья Стругацкие); Шаляпина, Нежданову и Собинова; Павлову, Уланову и Плисецкую; Прокофьева, Дунаевского и Шостаковича; Чижевского, Курчатова и Вавилова; Циолковского, Королева и Гагарина... Наши соотечественники Зворыкин и Сикорский, эмигрировав в США, создавали телевидение, строили вертолеты и самолеты и так далее...

Мы гордимся нашими соотечественниками так же, как должны гордиться и тем уникальным явлением, имя которому - СИСТЕМА САМБО.

Для тех, кто впервые видит спортивную борьбу самбо или занимается различными видами восточных боевых искусств, характерны следующие высказывания: "Самбо это же дзюдо!", "Самбо и сравниться не может с каратэ (айкидо, тэквондо и так далее)". Так могут говорить те, кто видит только "верхушку айсберга". Прежде чем погрузиться в историю, советую еще раз прочитать эпиграф.

Для династии Харлампиевых всегда была характерна тяга к единоборствам и физической культуре. Невозможно с уверенностью сказать, увлекался ли смоленский дьякон Яков борьбой и физическими упражнениями. Но то, что его сын Георгий Яковлевич (1861-1911) со своими детьми ежедневно занимался, по современной терминологии, атлетичес?кой гимнастикой, говорится в книге Э. Хруцкого "Этот неистовый русский", отразившей жизненный и творческий путь Аркадия Георгиевича Харлампиева (1888-1936). Атлетические занятия и физический труд являлись для мужской половины семьи как бы подготовительными упражнениями для молодецкой забавы - кулачных боев, столь популярных на Смоленщине, особенно на масленицу, и проводившихся на берегу или льду Днепра.

Аркадий Георгиевич, выросший в такой семье" стал... художником, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Парижскую академию изящных искусств. Карандаш, кисти и краски были с Аркадием Георгиевичем всю жизнь. С ними он не расставался и в знаменитой Таджикско-Памирской экспедиции (в 1931 году), где он был начальником подготовительной группы восхождения на высочайшую вершину бывшего СССР - пик Сталина. У подножия пика поставлен памятный знак. Рядом с фамилиями Н. Горбунова, Е. Абалакова и А. Гетье увековечены и сам Аркадий Георгиевич, и его сын - Георгий (1908 год рождения), увлекавшийся боксом и альпинизмом, киноартист и музыкант, пропавший в 1937 году в страшном ГУЛАГе.
В начале века Аркадий Георгиевич начал подрабатывать в цирке в качестве акробата и борца, чтобы иметь возможность учиться и содержать семью. Помогла ему в этом отличная физическая подготовка. На цирковой арене он встретился с такими замечательными людьми и известными борцами, как Заикин, Поддубный и Лебедев. Иван Васильевич Лебедев, более известный как "профессор атлетики" или просто "дядя Ваня", первым в России выпустил книгу по самозащите для специального пользования "Самооборона и арест" (Петроград, 1915). Прекрасные иллюстрации и сопроводительный текст говорят о профессиональном подходе к только начинающей приобретать известность в Европе и совершенно неизвестной в России того времени японской системе "джиу-джитсу".

"Настоящее руководство имеет целью дать возможность чину полиции избегнуть кровопролития и, каким бы не был прием самообороны, он будет менее опасным для жизни подчас пьяного, подчас больного или безумного или подчас обозленного человека, чем действие оружием", - писал во вступлении к своей книге Лебедев.
При советской власти "дядю Ваню" поспешили зачислить в пособника полиции, то есть врага пролетариата. Торопясь наклеить ярлыки, чиновники совершенно проигнорировали слова Лебедева из его же книги: "... здоровье человека - дороже всего, и поэтому прибегать к приемам, причиняющим сильную боль, следует лишь тогда, когда приходится иметь дело с опасным преступником и когда с его стороны угрожает опасность для вашей жизни". Советские же кинематографисты в фильмах о дореволюционных борцах, стараясь не упоминать фамилию Лебедев, представляли дядю Ваню весьма комичным инспектором циркового манежа, внешним видом, речью и манерами напоминавшего купчишку.

История, без сомнения, все расставит по своим местам. Мы же запомним И. В. Лебедева не только как автора книги "Самооборона и арест", но и как циркового борца, талантливого организатора, руководителя первых атлетических кружков студентов, организатора соревнований на арене цирка, популяризатора, особенно в послереволюционные годы, "французской борьбы", впоследствии получившей название "классической", а позже - "греко-римской".

Если в России отдавали предпочтение французской борьбе, то в самой Франции - английскому боксу. В Париже после занятий в академии Аркадий Харлампиев направлялся в "Бокс-клуб". В совершенстве владея приемами кулачного боя, он почувствовал, как бокс целиком захватил его. Уже через несколько месяцев на ринге появился боксер с привычным для французов именем и фамилией - Шарль Лампье.
Победы русского Шарля следовали одна за другой. Газеты писали о феноменальном успехе русского чемпиона Франции, но Лампье уже торопился в Россию, где вновь появился художник-живописец Харлампиев, владеющий секретами незнакомого для русских английского бокса.

Газета "Смоленские губернские ведомости" 10 апреля 1913 года сообщает о первой победе на родине:

"Вчера в цирке г. Аржанова впервые в исто?рии нашего города состоялся матч боксеров (ку-лачных бойцов английской школы). Негр Смите, приехавший к нам из Северо-Американских Соединенных Штатов, встретился с нашим земля?ком г. Харлампиевым... Бойцы сошлись в поединке. Они обрушили друг на друга град яростных ударов... Наконец на десятой минуте боя г. Харлампиев нанес удар в лицо Смитса. После?дний упал и потерял сознание. Почетный приз достался нашему земляку".

Организовав в Смоленском гимнастическом обществе кружок бокса, Аркадий Георгиевич переезжает в Москву, где уже два года в Обществе любителей лыжного спорта и тяжелоатлетическом обществе "Санитас" существуют кружки любителей бокса. В это время Харлампиев выступает как преподаватель, организатор, пропагандист, судья и практикующий боксер.
Московские газеты и журналы немедленно ополчились против деятельности обществ. Вот, к приме?ру, что было напечатано в журнале "Русский спорт" (N 7, 1914):

"...в парке Сокольники некто Харлампиев, бывший цирковой акробат, продемонстрировал нашей публике английский бокс. Полноте, господа! Может быть, на берегах туманного Альбиона интересно по скулам бить друг друга, но не у нас!"

Сохранившийся ролик пленки "Пате-журнала" (еженедельный киножурнал братьев Пате, 1914, N 981-А) с репортажем о "матче бокса в Обществе любителей лыжного спорта", проходившем на одной из полянок в Сокольниках, дает представление об этом историческом событии. В одном из эпизодов Аркадий Георгиевич выступает в роли рефери, в белоснежной рубашке с галстуком. Второй эпизод скоротечен. Несколько стремительных передвижений по рингу. Удар Харлампиева, и противник повержен. Нокдаун. Рефери поднимает руку улыбающегося победителя.

Единственным печатным органом, поддержавшим пионеров бокса в России, был в то время журнал "К спорту". В 1915 году главный редактор и владелец журнала Б. Чесноков вручил Аркадию Георгиевичу диплом, в котором журнал признал его достойным звания сильнейшего русского боксера. Одновременно с этим в дипломе была отражена и "коммерческая заинтересованность" владельца редакции: "Оспаривать у Харлампиева это звание и почетный приз имеет право каждый русский боксер, но только в матчах с ведома редакции".
Провести соревнования помешала Первая мировая война...

"Пропали без вести: сотник 12-го Донского пол?ка Лапин Тимофей Ильич, корнет Изюмского гусарского полка Гурский Борис Леонидович, прапорщик 186-го Умдомского полка Харлампиев Аркадий Георгиевич", - писала газета "Русское слово" в разделе "Вести с фронта". Боевая награда - орден "Святой Анны" IV степени, ранение, плен, госпиталь, побег из лагеря военнопленных... Харлампиеву повезло - рядом была граница Франции, где в Париже он вновь встретил своих коллег по "Бокс-клубу". Несколько месяцев усиленных тренировок - и вновь на ринге Шарль Лампье. Победные бои, шумный успех, отмеченный в прессе, поездка в буржуазную Эстонию и тренерская деятельность там не приблизили момент возвращения на родину. К тому же новое государство рабочих и крестьян не торопилось помочь вернуться на родину офицерам царской армии, попавшим в плен или бежавшим из него.

Узнав, что в Берлин прибыл Николай Ильич Подвойский, занимавшийся в то время депортацией русских военнопленных, Харлампиев под чужой фамилией и с чужим паспортом сумел встретиться с ним и убедить бывшего председателя Военно-революционного комитета в необходимости его возвращения на родину.
1922 год. Аркадий Георгиевич вновь в Москве. Газеты отметили его появление на ринге, победы... вновь обрушились на него, критикуя пропагандиста "буржуазного вида спорта".

Профессиональные бои Харлампиева закончились и началась его тренерская и научная работа. Им был написан первый после революции учебник по боксу. Н. И. Подвойский, понимая ценность физического развития, привлекает его к работе на курсах Всевобуча (всеобщего военного обучения) и руководству ОСМКС (Общество строителей Между?народного Красного стадиона), на деятельности которого следует остановиться особо.

Рядом со смотровой площадкой на Воробьевых горах, откуда открывается вид на Москву и на грандиозный стадион в Лужниках, недалеко от основания трамплина были сооружены деревянные лестницы и трибуны, устроено поле для проведения массовых игр и действий, подготовлены трассы для ледяных горок. Но руководство ОСМКС понимало под словом "строительство" не только возведение спортивных сооружений, но, прежде всего, организацию нового досуга для трудящихся.

Популярность Красного стадиона среди москвичей всех возрастов была велика, хотя добраться до места проведения массовых действий и сейчас непросто, а в то время - тем более, так как приходилось долго ехать на трамвае до окружного моста и по нему перебираться на высокий правый берег Москва-реки. Далее - 5 или 6 километров пешком, но это не останавливало десятки тысяч желающих в воскресенье (в то время суббота была рабочей) принять участие в массовых играх, декламации, пении, физкультурных упражнениях, танцах и инсценировках.

Сыновья Аркадия Георгиевича, окончив курсы инструкторов физической культуры, начинают работать под руководством отца в ОСМКС. Анатолию отец поручает для организации и проведения массовых действий поиск и обработку игр, как извест?ных, так и позабытых. Помимо лапты и городков, в его конспектах (1922-1925) появляются описания русской, татарской, цыганской и других видов народной борьбы, в которых детально описаны правила, место проведения борьбы и применяемые приемы. Именно с этого момента для Анатолия Харлампиева начинается этап продолжительностью в полтора десятилетия, когда он изучал народные виды борьбы и системы самозащиты.

У Анатолия Харлампиева в это время много и других интересов: акробатика (подрабатывает с братом в цирке), стихи, музыка (учится в музыкальном техникуме по классу валторны), альпинизм...

В семье Харлампиевых бережно хранится архив, начало которого было положено Аркадием Георгие?вичем, собиравшим книги по различным видам единоборств и боевых искусств. Подбор книг гово?рит о том, что он знал обо всех существовавших в то время системах.

В середине 20-х годов Аркадий Георгиевич разрабатывает более десятка программ по физическому воспитанию для техникумов и институтов; в этих программах значительное место занимает обучение самообороне. Вполне естественно, что в основу теории самозащиты он кладет русский кулачный бой и бокс.

В России в первой трети XX века многими иссле?дователями предпринимались попытки создать универсальные системы самозащиты. Сейчас они могут показаться ограниченными и даже наивными. Но мы должны учитывать, что первым всегда трудно.
Более или менее удачно соединяя единоборства и системы самозащиты (английский и французский бокс, греко-римскую борьбу и вольную, приемы штыкового боя), авторы пособий В. Спиридонов, И. Солоневич, В. Короновский М. Яковлев и другие в большинстве своем склонялись к самозащите на основе японского джиу-джитсу.

Основным стержнем попыток создания универсальных систем являлось стремление в короткий срок обучить отражать внезапное нападение, обезоруживать и задерживать противника. Естественно, что данные системы предназначались исключительно для профессионального использования и поэтому не были доступны широким слоям населения. На российской почве, в силу различных причин, системы самозащиты, создаваемые на основе механического перенесе?ния зарубежного опыта, не прививались, широкого распространения не получали и со временем прекращали свое существование. Но все же они дали значительный толчок новым, более эффективным поискам в области самозащиты.

В 1930 году библиотека Аркадия Георгиевича пополнилась трудом Нила Ознобишина "Искусство рукопашного боя", в котором тот, описывая различные зарубежные системы, отдает предпочтение изучению и применению джиу-джитсу и бокса. С Ознобишиным Аркадия Георгиевича связывает не только работа в дореволюционном цирке. Харлампиев, обучая своих сыновей основам бокса (16-летнего Анатолия и 14-летнего Георгия), в то же время направляет их на стажировку к своему коллеге, а в качестве демонстратора приемов, изображенных на иллюстрациях в книге, рекомендует ему одного из своих первых учеников - Константина Градополова.

В 1929 году Аркадий Георгиевич приводит своего сына Анатолия в ЦДКА (Центральный Дом Красной Армии), где работал в то время, и знакомит его со своим другом, тренером по дзюу-до, Ва?силием Сергеевичем Ощепковым. Эта встреча и определила дальнейший выбор жизненного пути Анатолия Харлампиева.

Аркадий Георгиевич и Василий Сергеевич вместе работают в ЦДКА, затем вместе переходят на работу в Высшую школу милиции. С 1932 года они работают в ГЦОЛИФКе (Государственный ордена Ленина институт физической культуры): Ощепков - в качестве преподавателя по дисциплине дзюу-до, Харлампиев занимает должность доцента и с 1935 года заведующего кафедрой "Защита и нападение".

Зная Василия Сергеевича как широко эрудированного педагога и знатока, на практике изучившего секреты японской борьбы в Институте Кодокан, Харлампиев привел к - нему своего старшего сына, ставшего в 1932 году студентом института по специализации дзюдо. На одной из рукописей А. Г. Харлампиева есть посвящение: "Дорогому Василию Сергеевичу за то, что он обучил моего сына дзюу-до. 1934 год".

Подлинный профессионал, Ощепков, прекрасно знакомый с различными видами единоборств и системами боевых искусств, преподавал то, что знал лучше всего. В сборнике материалов по учебным дисциплинам, изданном в 1934 году, он писал: "В основном мы позаимствовали эту систему от японского института "Кодокан-дзюу-до"... Прикладность и полноценность дзюу-до заключается в том, что эта система, признанная в Японии системой физического воспитания, построена на комплексе боевых упражнений, имеющих колоссальное военно-при?кладное значение".

Это единственный напечатанный труд Василия Сергеевича (1 печатный лист или 24 машинописных страницы), в котором, демонстрируя великолепное знание предмета, он дает методику и тактику боевого искусства джиу-джитсу, а также приводит правила по спортивному дзюдо. Соотношение пропорций излагаемого материала по боевому искусству и спортивной борьбе - 15:1. Эти пропорции, к сожалению самого Ощепкова, соответствова?ли общей тенденции института физкультуры - развивать в первую очередь прикладную сторону.

В одной из своих учебных тетрадей студент Анатолий Харлампиев 5 февраля 1936 года записал следующее: "В. С. (Василий Сергеевич. - А X.) считает, что в дальнейшем можно создать систему борьбы "ГТО" вольного стиля без рубашек (курсив здесь и далее мой - А. X.), но что время для этого еще не настало, так как нужно сначала внедрить борьбу с рубашками, так как на ней легче вырасти технике, а затем уже можно переходить к борьбе без рубашек". Заменив слово "рубашка" более современным термином "спортивная одежда" (куртка), вспомним, что без курток (в трико) выступают представители греко-римской и вольной борьбы. К тому же в конспектах Ощепкова неоднократно встречается тяготение к спортивной борьбе - в частности, желание культивировать именно вольную американскую борьбу.
По состоянию здоровья Василий Сергеевич решил ограничить свою деятельность только рамками института физкультуры и передал организованную им секцию дзюдо во Дворце физической культуры "Крылья Советов" своему ученику Анатолию Харлампиеву, в то время еще студенту.

В 1935 году Анатолий Харлампиев возглавил Московскую городскую секцию, а в 1937 году его избирали членом Президиума Всесоюзной секции дзюдо.

В эти годы Анатолия Харлампиева ждали и серьезные испытания... Аркадий Георгиевич, еще во время участия в Памирской экспедиции, застудил почки и заболел пиелонефритом. Мучительная болезнь подтачивала могучий организм этого человека и летом 1936 года его не стало. Остались труды Аркадия Георгиевича, его дело, школа воспитанных им педагогов и тренеров и первые в Союзе чемпионы по боксу -Л. Темурьян, В. Чудинов, К. Градополов, Н. Королев, многие другие.
Другое испытание - аресты близких ему людей: брата Георгия и Учителя Василия Сергеевича, которых он больше не увидел...

Поначалу об исследовательской деятельности Анатолия Аркадьевича в области народной борьбы и самозащиты не знали даже его ученики, занимавшиеся у него в "Крылышках" и принимавшие предлагаемый им на тренировках учебный материал за "чистое дзюу-до". Но все знали его как талантливого тренера, организатора и спортсмена-борца.

Говоря о спортивных достижениях Харлампиева, необходимо учитывать следующее: первое первенство по дзюдо проходило в 1935 году, когда Анатолию Аркадьевичу было 29 лет - возраст солидный по сравнению с возрастом других участников соревнований и всех, занимавшихся в то время борьбой. Но главное внимание он направляет на тренерскую и организационную деятельность (и это отмечается не только в его дневниках, но и заметно по результатам его учеников). Все же его спортивные достижения на первенствах значительны: 3-е место в 1935 году и первые места в 1936 и 1938 годах.

1938 год

Я специально выделил эту дату, так как она является вехой не только в деятельности Анатолия Харлампиева, но и в истории самозащиты и спортивной борьбы. В области спортивной борьбы и самозащиты произошел революционный переворот.

Этот год, пожалуй, был наиболее напряженном для Анатолия Аркадьевича как в организаторском плане, так и в смысле достижения определенных рубежей в его научной и практической деятельности.

Подготовив проведение первенства Москвы, и успешно участвуя в нем не только как спортсмен, но и как способный тренер, Харлампиев получает предложение со стороны ВКФКиС при СНК СССР (Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при Совете народных комиссаров) возглавить 1-й Всесоюзный сбор по дзюдо.
Старший тренер сбора Харлампиев с обычным для него энтузиазмом приступил к организации тренерского сбора, но не по дзюдо...

Ленинградская газета "Спартак" извещала своих читателей:

"Тренерский сбор дзюдоистов. 6 июня в Москве открывается Всесоюзный тренерский сбор по борьбе вольным стилем - дзюу-до. Ленинград получил три места и посылает на сбор тт. Васильева, Ларионова и Магеровского. Задачей сбора является установление единого принципа в методике преподавания, тренировки и повышения квалификации спортивного мастерства по дзюу-до. Сбор продлится один месяц".

"Красный спорт" 27 июня отразил это событие иначе:

"БОРЬБА ВОЛЬНОГО СТИЛЯ. На всесоюзном сборе тренеров. Среди большого числа национальностей, населяющих Советский Союз, весьма популярны свои виды спортивной борьбы с подножками. Каждый из этих видов содержит свои очень сильные, даже виртуозные приемы, создававшиеся в течение столетий. Сейчас в Москве Всесоюзный комитет проводит сбор, на который съехались тренеры различных видов националь?ной борьбы - киргизской, татарской, туркменской, казахской, кавказской и др. Среди участников сбора - чемпионы Москвы Будзинский и Шенин, Ленинграда - Васильев и Ларионов, чемпион СССР по борьбе на поясах Невретдинов и др. Старший тренер сбора - А. Харлампиев. Ежедневно на стадионе им. 1 мая идет учебная работа. Участники знакомят друг друга с различ?ными приемами своего вида и так далее. Таким образом, наша борьба вольного стиля, представляющая собой уже сейчас стройную систему, имеющую свои правила соревнований, пополняется новым материалом из национальных видов, обогащающим ее технику. Первый Всесоюзный тренерский сбор и учебно-методическая конферен?ция, которая за ним последует, признаны заложить научный фундамент в этом виде спорта, имеющий большое прикладное и оборонное значение ".

Между приведенными публикациями прошло 20 дней, но именно они потрясли до основания систему дзюдо, которая после этого почти на четверть века прекращает свое существование на территории СССР.
О революции, которая должна была произойти в этот короткий срок, судя по всему, не знали не только его непосредственные участники, но и руководство Спорткомитета. Считаю необходимым познакомить вас с повесткой, утвержденной 5 июля 1938 го?да заместителем председателя Спорткомитета.

"Повестка дня Всесоюзной организационно-на?учно-методической конференции по борьбе вольного стиля (дзюу-до).

I. Орг. вопросы
1. Доклад о работе Всесоюзной секции по борь?бе вольного стиля (дзюу-до), докл.т. Рубанчик
2. Доклад о работе Ленинградской секции по борьбе вольного стиля (дзюу-до), докл. т. Васильев.
3. Информация о работе по борьбе вольного стиля (дзюу-до) с мест.
4. Выбор рабочего президиума Всесоюзной секции по борьбе вольного стиля (дзюу-до).
II. Научно-методические вопросы
5. Основы советской борьбы вольного стиля, докл. т. Харлампиев.
6. Систематика и терминология борьбы вольного стиля, докл. т. Харлампиев
7. Биологическое обоснование борьбы вольного стиля докл. т. Щеголев.
8. Методы изучения травм и техника безопас?ности во время тренировок и вольных схваток по борьбе вольного стиля.
9. История развития борьбы вольного стиля, докл. т. Галковский.
10. Тактика при проведении вольных схваток по борьбе вольного стиля, докл. т. Селезнев
11. Физиологическое обоснование удушающих захватов, докл. т. Щеголев".

К моменту открытия конференции, как по мановению волшебной палочки, из повестки дня исчезли все доклады, посвященные "борьбе вольного стиля дзюу-до" и председатель президиума конференции А. М. Рубанчик объявляет: "Первым доклад на тему "Основы советской борьбы вольного стиля" сделает т. Харлампиев".
Анатолий Харлампиев познакомил участников конференции с багажом знаний, которые он успел собрать и систематизировать к этому времени. В предлагаемой СИСТЕМЕ нашлось место и национальным видам борьбы, и различным системам самозащиты, которые были в чем-то схожи, а в чем-то существенно различались.
В синтезируемой СИСТЕМЕ с первых моментов закладки ее фундамента предполагалось использовать все лучшее и целесообразное, а универсальные правила давали возможность борцу любой национальности, помимо применения своих излюбленных народных приемов, наравне со всеми выступать на соревнованиях. "Мы сами можем составить правила" - это высказывание из доклада шло параллельно с мыслью о том, чтобы они были максимально прикладными. Впервые, не отрицая зарубежного опыта, приоритет отдавался многочисленным национальным видам борьбы "нашего необъятного Советского Союза" и был поставлен вопрос о создании единой формы спортивной одежды и единых правилах, по которым было бы "удобно бороться всем - и грузинам, и татарам, и узбекам, и другим национальностям".

"Биология, анатомия и физиология, механика и биомеханика, педагогика и психология" - это не было простым перечислением наук, привлекаемых к работе над СИСТЕМОЙ. На убедительных приме?рах было показано, какую ценность несет обращение к ним.
Не все участники конференции были тренерами по борьбе, многие приехали на конференцию "по разнарядке". Большинство из них до этого момента не слышали даже о "дзюу-до". Но все они были знакомы с национальными видами борьбы культивирующимися в их республиках и быстро разобра?лись в том, что было заложено в предлагаемой Харлампиевым СИСТЕМЕ.

После окончания доклада участники конференции предложили "все материалы по советской борьбе вольного стиля опубликовать в печати с тем, чтобы нас знали и не путали с чем-нибудь другим..., представляли себе отличие нашей борьбы, от других видов ее...". Очень показательным в этом смысле стало выступление А. Рубанчика:

"Необходимо более детально разработать... историю существования тех видов бросков, которые мы считаем нашими. Это необходимо сделать и для того, чтобы со стороны крупных иностранных специалистов не было на нас резких нападок в смысле присвоения нами тех или иных видов борьбы и приемов ее... Мне хотелось бы, чтобы это наше утверждение было точным, например, подсечка является не японским приемом, а нашим`, "конек" (подсад бедром, - А. X.) - это не японский прием, это элемент татарской борьбы. Я считаю, это необходимо сделать, чтобы к основным приемам нашей советской борьбы вольно- го стиля никакая страна, никакой зарубежный клуб не могли бы предъявить претензий в грубом плагиате".

Далее участники конференции приступили к работе над правилами новой спортивной борьбы. Эти правила очень отличались от тех, которые, совершенствуясь, появились в первые годы после Великой Отечественной войны, и, тем более, от тех правил, к которым мы пришли к настоящему времени. Не суть важно, что 60 лет назад мастерам и перворазрядникам разрешалось, например, пользоваться рычагами в стойке и удушающими захватами. Гораздо важнее было определить ту основу, на которой могли бы далее разрабатываться и совершенствоваться универсальные правила.

В методологию создания и совершенствования правил были заложены "три кита": прикладность, зрелищность и безопасность. Под безопасностью подразумевалась не только безопасность борца, но и его противника, в том числе и при возникновении экстремальной ситуации.

Во второй день работы конференции вновь доклады Харлампиева, были центральными.
"Систематика, - говорил он, - новая наука в нашем виде спорта, а в других видах и вовсе не встречающаяся". При изложении были разобраны различные систематики, такие, как:
oнациональная (учитывающая весь арсенал приемов народной борьбы);
oконституционная (исходящая из особенностей строения тела борца и его противника);
oбоевая (приемы, используемые в экстремаль?ной ситуации и исходя из того, как противник нападает);
oпедагогическая (дающая возможность распределять учебный материал по периодам обучения).

Все эти систематики обладают способностью изменяться, и нередко очень существенно, в качестве чего был приведен пример педагогической систематики, которая меняется хотя бы с изменением контингента обучающихся".

Основное же внимание докладчик сосредоточил на систематике морфологической, то есть основанной на форме данного броска, которая, не меняясь в своих основах, дает возможность бесконечно накапливать и расширять материал. Такая систематика, графически расположенная, подобно Периодической системе Менделеева, имеет, что и было отмечено участниками конференции, большую наглядность.

Докладчик убедительно доказал, что большое количество собранных у него карточек с описаниями бросков, так и осталось бы грудой бумажек, если бы он не занялся вопросами терминологии, которая, в свою очередь, позволит классифицировать и, в конечном итоге, систематизировать весь накопленный материал. Харлампиев подчеркнул: "Цель терминологии - зафиксировать названия". В заключение сказал: "То, что я прочитал в пять минут, вмещает в себя терминологию пяти тысяч вариантов... "- это упростит работу и создаст общий язык для всех наших коллективов".

Приведу последнюю цитату из стенограммы - высказывание Ларионова, как бы подводящее итог работы конференции: "Я внимательно слушал объяснения т. Харлампиева, и у меня начали открываться глаза. Четыре года мы работаем по борьбе, и сейчас представляется мне, что мы работали эти четыре года очень кустарно и научно очень примитивно. Если бы эта схема была у каждого работника по данному виду спорта, имелся бы стимул к более творческому пути, и не только у тренера, но и у членов коллектива. Чем больше мы бу?дем "мариновать" этот материал, тем большее преступление мы на себя возьмем". Далее Ларионов предложил официально зафиксировать за Харлампиевым авторство СИСТЕМЫ.

Несколькими днями позднее, после завершения конференции, Анатолий Харлампиев стал обладателем выписки из постановления Всесоюзной конференции по борьбе вольного стиля. В постановлении его труд получил позитивную оценку. За ним было зафиксировано "авторство созданной им систематики и терминологии элементов борьбы вольного стиля". Кроме того, Харлампиеву было поручено "подготовить все вышеизложенное для издания объединенным трудом в виде учебника для тренерского состава по борьбе вольного стиля, обильно иллюст?рированного фотографиями".
16 ноября 1938 года ВКФКиС издал Приказ N 633 "О развитии борьбы вольного стиля". "Эта борьба, - сказано в приказе, - сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и прикладности, вид спорта". Этот день и стал днем рождения СИСТЕМЫ САМБО. В 1939 г. проходит первый чемпионат СССР по борьбе вольного стиля...

Еще в начале 30-х годов А. Г. Харлампиев и В. С. Ощепков, обеспокоенные состоянием работы в секции самозащиты в спортобществе "Динамо", направили письмо в Спорткомитет с резкой критикой деятельности В. Спиридонова. Ощепков убедительно доказал, что проповедуемая Спиридоновым "система" является явно дилетантской, а Аркадий Георгиевич развеял в пух и прах раздел его книги 1933 года "Удары".

В 1936 году А. Г. Харлампиева не стало, и Ощепков остался один на один против НКВД. Необходимо напомнить, что "Динамо" было структурным подразделением Комиссариата внутренних дел. 2 октября 1937 года Ощепкова арестуют по обвинению в шпио?наже (ст. 38 -- 6 УК РСФСР), а 10 декабря, находясь в предварительном заключении, он скончался от сер?дечного приступа.

В конце 1940 года, для того чтобы окончательно самоутвердиться, Спиридонов подает противоречивый рапорт на имя заместителя наркома Круглова, в котором он, с одной стороны, обвинил автора учебного пособия "Курс самозащиты без оружия самбо" Волкова в плагиате своих трудов, а с другой, - заявил, что заниматься по данному пособию в школах НКВД нельзя. Возможно, Спиридонову следовало бы ограничиться формулировкой "плагиат".

Спиридонов явно не рассчитал все возможные последствия. Комиссия по разбору была весьма представительной: Рубанчик (Центральная школа ГУРКМ), Маслов (8-й райсовет "Динамо"), Жамков и Будзинский (ОСО ЦС "Динамо"). В качестве консультанта-эксперта был приглашен представитель ДСО "Крылья Советов" Анатолий Харлампиев. Подавший заявление Спиридонов явился только на пятое заседание с загадочной личностью "тов. Шестеркиным", который был представлен комиссии, он оказался "соавтором" Спиридонова. В результате кропотливой работы в течение месяца комиссия пришла к следующему выводу: "авторы т.т. Спиридонов и Шестеркин являются малограмотными работниками в области самозащиты и физкультуры в целом, не идут в ногу с развитием самозащиты, стараясь возвести в идеал выпущенные ими в 1925-33 гг. труды". Кроме того, "книга т. Спиридонова, изд. 1933 г. является абсолютно непригодной, вследствие технической неграмотности авторов в вопросах самозащиты и кустарного подхода к ее изданию (цитаты приведены из стенограммы работы комиссии - А. X.). Вместе со Спиридоновым досталось и Волкову, так как в его книге "учебный материал, как текстовой, так и иллюстративный, в большинстве страдает недоработкой, а частично и совершенно неверен".

Работа комиссии совпала по времени с третьей годовщиной со дня трагического ухода из жизни В. Ощепкова. Все члены комиссии были его учениками, но только один Анатолий Харлампиев, судя по стенограмме, несколько десятков раз упомянул фамилию Учителя и друга своего отца. В стенах подразделения НКВД это был весьма рискованный и смелый поступок.

Спустя несколько месяцев был проведен 1-й Всесоюзный сбор общества "Динамо" (март 1941 года). Старшим тренером сбора был назначен А. А. Харлампиев. Фамилии Шестеркина и Спиридонова среди участников и руководителей сбора не значились...
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война приостановила развитие самбо, но она же явилась проверкой СИСТЕМЫ на жизнеспособность в экстремальных условиях.

Спортсмены и тренеры с честью защищали Родину, участвовали в подготовке бойцов и командиров, сражались в рядах действующей армии, применяя с успехом полученные знания и навыки, которые нередко спасали им и их товарищам жизнь.

Почти с самого начала войны Харлампиев пошел добровольцем в действующую армию и вместе с ней дошел до Кенигсберга (Калининград) и закончил войну на Дальнем Востоке, где была разгромлена Кванту некая армия. На каком бы участке фронта он не был, везде с успехом применял на практике полученные знания и накопленный жизненный опыт. В годы Великой Отечественной войны Анатолий Аркадьевич был награжден правительственны?ми наградами - орденом Красной звезды и многими медалями. Заканчивал он войну в звании старшего лейтенанта.

Еще в ходе упомянутой выше конференции про?звучало первое название составной части СИСТЕ?МЫ САМБО - "советская борьба вольного стиля". После Великой Отечественной войны А. А. Харлампиев работает в Спортивном обществе "Динамо", где в 20-30-е годы культивировалась на основе джиу-джитсу система самозащиты Спиридонова. "САМ", "САМОЗ", "Самозащита без оружия" - так трансформировалось название системы Спиридонова в 1927-1933 гг. Впервые аббревиатура "самбо" появилась в 1940 году в уже упомянутом пособии В. Волкова
Деятельность Анатолия Аркадьевича была хорошо знакома руководству "Динамо", и оно знало - где бы ни преподавал Харлампиев, там было больше всего мастеров спорта и чемпионов. Так было в "Крыльях Советов", далее - в "Динамо" и с 1953 года в Московском энергетическом институте. Поскольку с приходом Харлампиева в "Динамо" центр культивирования спортивной борьбы должен был, по мнению руководства "Динамо", переместиться именно туда, оно настояло на сохранении знакомой для них и звучной аббревиатуры "самбо", которое и было закреплено за новым видом спортивной борьбы, хотя она является лишь частью СИСТЕМЫ. Необходимо сказать, что на спортивном ковре понятие "без оружия" не носит никакой смысловой нагрузки, также как и в экстремальной ситуации можно защищаться как с оружием, так и без него. Но, что сказано, то сказано...

Более правильной является расшифровка СИСТЕМЫ САМБО - СИСТЕМА САМозащиты и БОрьбы (спортивной) и, как это и было заложено на конференции, спортивная борьба самбо является составной и неделимой частью СИСТЕМЫ.

Вернемся к началу брошюры, где я говорил о "верхушке айсберга". Вы уже заметили обилие цитат, которыми, как скажет критик, основательно перегружен текст. Стараясь быть объективным, я изучал всевозможные документы разных периодов XX века. Именно поэтому я и привожу такое обилие цитат, по выражению Джонатана Свифта, "здравомыслящему читателю" на его суд. Я же позволю себе высказать некоторые предположения о том, почему все же популярность СИСТЕМЫ САМБО оставляет желать лучшего в настоящее время и в чем тут причина?

Признание приоритета отечественной СИСТЕМЫ привело к прекращению культивирования дзюдо в СССР, но также и лишило работы приверженцев японской системы. Часть из них признала СИСТЕМУ, другая часть была вынуждена переквалифицироваться и до поры до времени "затаиться". Напомню, что сталинская структура НКВД (а "Динамо" являлось частью этой системы) была "пугалом" для желающих подать голос в защиту дзюдо - системы, культивируемой "японскими милитаристами". Первые попытки ревизии и восстановления статус-кво последовали во времена так называемой "оттепели", когда стали" появляться афиши о соревнованиях следующего содержания "Борьба самбо-дзюдо". Этим "затаившиеся", с одной стороны, планировали взять реванш за утраченные позиции, с другой - подготавливали возрождение дзюдо в СССР. Против второго Харлампиев ничего не имел, но однозначно выступал против смешивания понятий "борьба самбо" - "борьба дзюдо", одновременно борясь за идеи СИСТЕМЫ.

В начале 50-х годов стала проявляться тенденция руководства "Динамо" сделать спортивную борьбу самбо ведомственным видом спорта. Анатолий Харлампиев на это пойти не мог, так как видел дальнейшее развитие СИСТЕМЫ исключительно в массовости этого уникального прикладного вида спортивного единоборства. В марте 1953 года Харлампиев подает рапорт об увольнении в запас и в конце этого же года поступает на работу в качестве преподавателя кафедры физического воспитания Московского энергетического института. В очень короткий срок он становится доцентом кафедры и, как это было на предыдущих местах его работы, ученики Харлампиева завоевывают призовые места на соревнованиях всех уровней.

За четверть века работы в МЭИ Анатолием Харлампиевым было воспитано, что называется, "с нуля" более 70 мастеров спорта, что само по себе уникально. К этому необходимо добавить, что поло?вина из них стали впоследствии кандидатами и докторами технических наук.

60-е годы прошлого века ознаменовались тем, что с явного попустительства и идеологического руководства Госкомспорта в ряде публикаций и в высказываниях стали проявляться следующие позиции: "от джиу-джитсу к самбо", "самбо - переименованное дзюдо" и "основоположники самбо - В. Спиридонов, В. Ощепков, а Анатолий Харлампиев - всего лишь один из основоположников".

В это время экономическая сторона дела доминировала над патриотической, потому что спортивная борьба самбо еще не вышла на мировую арену, вследствие чего самбисты были "невыездными", а по дзюдо "можно и нужно выезжать", к тому же на это стали выделяться значительные суммы... Брали же в дзюдо исключительно самбистов, претворив в жизнь аналогичное предложение Н. Галковского, сделанное им еще в 1944 году в газетной публикации: культивировать борьбу союзников - вольную американскую, а для участия в ней "кадры брать" из нашей борьбы самбо!!!
Ни мой отец, ни я никогда не выступали против культивирования "импортных" видов спорта, но нас всегда удивляло то, что наши чиновники всех мастей и уровней "с умилением глядят на заграничные наклейки", но "сало русское едят"...
Позволю себе предположить, что мастеру спорта по самбо и по дзюдо нынешнему

Президенту России В. В. Путину по политическим соображениям необходимо представляться знатоком дзюдо. Декабрь последнего года столетия и тысячелетия ознаменовался принятием символов нашей Родины - герб, флаг, гимн. Комментируя этот исторический момент, Президент сказал: "Мы не только можем, но и должны использовать все символы нашего государства" - и в декабре был проведён Первый Международный турнир... по дзюдо на кубок Президента России... СИСТЕМА САМБО является одним из культурных символов нашей Родины, который мы "можем" и "должны" "использовать". Против проведения турниров по любому единоборству никому в голову не придёт что-либо возразить, но почему наше отечественное отодвигается на второй план?

Ещё в начале 80-х годов, анализируя многочисленные турниры по дзюдо, я был удивлён их обилием и неприятно поражён их посвящением памяти героев Великой Отечественной войны. Готовя одну из своих публикаций, я высказал следующее предложение: "Неужели настанет такое время, когда будет организован и проведён турнир по дзюдо памяти Сергея Лазо, героя гражданской войны, заживо сожжённого в топке паровоза японскими интервентами?!" Только я напечатал эти строки, как в газетной вырезке обнаружил информацию об уже состоявшемся турнире по дзюдо, посвящённом памяти Зои Космодемьянской...

Действительно, лучше проводить турниры на кубок Президента России, но всё же "за державу обидно"!

В Америке увеселительный аттракцион носит название "русские горки". За это им низкий поклон и уважение. У нас те же горки - "американские". Сами американцы признают, что русская лапта зрелищнее и интереснее - мы же совершенно о ней забыв, культивируем бейсбол. И, наконец, гото?вясь к Олимпиаде 1964 года, японцы, вполне естественно, по праву организатора ввели в программу свое родное дзюдо, мы же в 1980 году, несмотря на многочисленные запросы и предложения Харлампиева, обратили внимание на хоккей на траве.

Отношение Госкомспорта к спортивной борьбе самбо выразилось и в том, что первая самостоятельная федерация самбо появилась не в России, а в Болгарии (1957), потом в Японии (1965) и в Испа?нии (1972). В этих условиях и при таком отноше?нии со стороны чиновников от Спорткомитета, надо воздать должное ученикам Харлампиева из МЭИ, проявившим инициативу, и Правительству города Москвы, организовавшим в 1981 году проведение в Москве Всесоюзных мемориалов. В дальнейшем они были преобразованы в международные соревнования категории "А". В марте 2001 года проведен очередной XXII Международный турнир по самбо "Мемориал Харлампиева".

Честно говоря, начало пресловутой перестройки в середине 80-х годов ассоциируется у меня с уродливым проявлением гласности, творимым характерными "героями нашего времени". На пене пере?стройки стали проявляться в первую очередь те, кто огульно критиковал все и вся, не замечая и отрицая явные положительные моменты, но никогда не забывал о своих интересах, то ли материаль?ных, то ли амбициозных. Характерной для "героев" являлась, как впрочем, и сейчас, демагогия, поскольку они не утруждали себя документальным подтверждением своих "аксиом".

Несколько слов о заимствованиях...

Несмотря на каноничность дзюдо, не только в Европе, но и на родине дзюдо - в Японии, существовало множество школ со своими правилами, традициями и атрибутикой (вплоть до наличия перчаток, обуви и шлемов у единоборцев).
Первые соревнования Японии по единым правилам прошли в 1949 году. Одна из причин такого запоздания чемпионата связана с тем, что одним из условий капитуляции милитаристской Японии являлось прекращение культивирования их систем единоборств. К этому времени спортивная борьба самбо уже прочно встала на ноги, и японцам было чему поучиться у нас. Так, каноническим дзюдо из самбо были заимствованы весовые категории (4 - в 1964 году, позже - 8, а до этого была только одна весовая категория - абсолютная), техника проведе?ния приемов и, несколько лет назад, цвет спортив?ной одежды (разноцветные кимоно), что и было реализовано на последних Олимпийских играх.

Неожиданным и сильным ударом для оппозиции явился выход на мировую арену и признание на конгрессе Международной федерации спортивной борьбы (ФИЛА) в 1996 году борьбы самбо оригинальным и самостоятельным международным видом спорта, наряду с вольной и греко-римской. Еще в 1963 году в брошюре "Познакомьтесь - дзюдо" А. Кулешов однозначно высказался: "Борьба же самбо в постоянном развитии... Если дзюдо - по существу национальный японский вид спорта, то борьба самбо интернациональный... Борьба самбо теоретически безгранична в своем совершенствовании, в своем обогащении. Дзюдо навсегда замерла в своих вековых формах и традициях".

В 1972 году в Риге был проведен Первый чемпионат Европы по спортивной борьбе самбо, в 1973 году состоялся Первый чемпионат мира в Тегеране, а Кубок мира прошел в Овьедо в 1977 году.

"Самбо - самый красивый в мире вид спорта. Самбо - самый полный вид борьбы в мире, - го?ворил Генеральный секретарь ФИЛА Фернандо Компте. Отвечая на вопрос, почему он такой горячий поклонник спортивной борьбы самбо, Компте сказал: "Самбо - самый демократичный, самый доступный, самый динамичный и потому самый современный вид борьбы. Именно этим объясняется такой быстрый рост его популярности".

В настоящее время обсуждается вопрос и есть реальные предпосылки осуществления того, о чем мечтал Анатолий Аркадьевич Харлампиев, - спортивная борьба самбо в ближайшее время станет по праву олимпийским видом спорта и войдет в программу игр.

Необходимо также сказать несколько слов о том, что в 1969 году А. А. Харлампиев принял непосред?ственное участие в организации деятельности клуба "Десантник" в Хамовническом районе Москвы. В дальнейшем этот клуб преобразовался в клуб самбо имени А. А. Харлампиева, который продолжает до настоящего времени традиции первого тренера и создателя СИСТЕМЫ САМБО.

Приверженцы различных видов спортивной борьбы и боевых искусств частенько заявляют, что только их вид единоборства универсален и обладает существенными преимуществами перед другими. Не вступая в конфронтацию ни с кем и ни с чем, СИСТЕМА САМБО объединяет в себе колоссальное богатство, накопленное многовековым опытом" в области борьбы и боевых искусств.
СИСТЕМА САМБО родилась в России и, являясь достоянием нашего многонационального народа, открыта для дальнейшего развития и совершенствования.


ПРЕДИСТОРИЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ САМБО


С незапамятных времен народы, населяющие нашу Родину, культивировали национальные виды борьбы и приемы самозащиты. Каждый народ имел свою национальную борьбу, свой опыт, который со временем рос и приумножался. Некоторые виды борьбы у разных народов были схожи друг с другом, некоторые принципиально отличались. На ос?нове положительного опыта всех национальных ви?дов борьбы и была создана спортивная интернациональная борьба.
Первые сведения о русской национальной борьбе появляются уже во времена Киевской Руси десять веков назад. Издавна русский народ любил борьбу и увековечил в былинах имена лучших своих борцов, их выдающиеся схватки и даже отдельные приемы.

Изучал Добрынюшко боротися,
Изучал он с крутой, с носка спущать...
Прошла про него слава великая,
Мастер был Добрьшюшка боротися,
Сшиб осударя Илью Муромца на сыру землю...*

В данном случае мы видим образное описание броска, который теперь мы знаем как переднюю подсечку.
В былине "Илья Муромец и Идолище" описыва?ется применение приема, который сейчас известен как бросок с захватом двух ног.

Старый казак ведь Илья Муромец...
Хватил как его да за ноги,
А трапнул его да о кирпичный пол**.

В летописях того времени можно найти немало увлекательных описаний борьбы, с помощью которой часто решались спорные вопросы. Например, в Лаврентьевской летописи за 992 год описывается следующий случай:

_______________
* Русские былины старой и новой записи. Под редакци?ей И. С. Тихонравова. СПб., 1854, с. 60-62.
** Библиотека поэта. Большая серия. Былины. Изд. 2-е, 1957, с. 84-88.
"Выпустиша Печенези муж свой, бе бо превелик зело и страшен, и выступи муж Володнмер, и узре и Печенезин и посмейся, бе бо средний теломь, И размеривши межи обема полкома, пустиша я к себе и яста ся, почасто ся крепко держати, и удави Печенезина в руках до смерти, и удара имь о землю"*.

В той же летописи за 1022 год описан не менее интересный эпизод:
"Реча Редедя к Мстиславу: "Что ради губиве дружину межи собой? Но снидеве ся сама борт", и рече Мстислав: "Тако буди", и рече Редедя к Мстиславу: "Не оружием ся бьеве, но борьбою, и яста ся бороти крепко..."

После продолжительной борьбы Мстислав побе?дил Редедю: "Удари им о землю"**, то есть произвел бросок.
Уже в те далекие времена использовались при?емы не только борьбы стоя, но и борьбы лежа.
Государя-то ножечка подломиласе,
Еще права-то ручушка окатил асе***,
Да упал-то государь тогды на сыру землю;
Да садился молодец ему на белы груди...
У его прибыло силы, втрое больше стало-то,
Он спихнул-то богатыря, как овсяный сноп,
Еще сам он садился на белы груди...****.

В современной терминологии это означает: один борец провел удержание верхом, второй - уход от него и ответное удержание. Как видим, уже в то время техника борьбы лежа была довольно высока.
Со временем начинают встречаться упоминания уже не об отдельных борцовских схватках, а об определенной системе соревнований. Австрийский дипломат Герберштейн, побывавший в Москве в 1517 году писал:

_________________
* Лаврентьевская летопись XI века, 1892, с. 120-121.
** Лаврентьевская летопись XI века, 1892.
*** Подвернулась.
**** Былины. Под ред. Булатова. М., 1938, с. 61-62.
"Молодые люди и мальчики..., споря между собой о победе, стараются каким бы то ни было образом повалить друг друга. Кто побеждает большее число противников, считается победите-лем"*.

При такой системе, естественно, нужно было специально готовиться к соревнованиям. О подготовках к соревнованиям московских борцов упоминает в 1663 году путешественник Гвидо Миет:

"Есть между ними такие, которые очень хоро?шо умеют бороться... в чем они... упражняются"**.

Иван Грозный с крыльца своего дворца наблюдал за борьбой Кострюка и Патанечки:

Поступал-то Патанечка все скорехонько,
Он ведь брал-то его скоро за праву руку,
Он бросал-то к себе на ножку правую,
Он выкидывал его вверх высокехонько...
Он спускал Кострюка-то все на сыру землю***.

В современной терминологии это подхват с захватом одной руки - прием, требующий значительного овладения техникой бросков.
Следует заметить, что в большинстве описанных поединков побеждали менее сильные, или, по крайней мере, борцы меньшего веса и роста.
В русской борьбе исстари наряду с силой ценились ловкость, быстрота и умение применять различные приемы.

* Журнал "Сокол" за 1910-1911 гг. Статья И. П. Коз?ловского.
** Историческая библиотека. Сборник N 5, 1879. Гвидо Миет. "Описание Московии", с. 24-25,
*** Беломорские былины. Изд. Левинсон, 1901, с. 188.
В русской борьбе более позднего времени можно уже наблюдать интересную особенность: борцы подстраховывают друг друга, чем обеспечивают безопасность. Так, в схватке между Петром I и силачом драгуном видна явная подстраховка падающего:

Выходили они с молодым драгуном сухватилися... Левой рукой молодой драгун побарывал, Правой рукой молодой драгун подхватывал, Не пущал царя на сыру землю*.

С современной точки зрения, чтобы так поступить, драгун должен был иметь навыки не только в прове?дении бросков, но и в страховке бросаемого.
В своей статье в Берлинской энциклопедии 1794 году Г. Виет так описывает русскую борьбу:

"Русские имеют обычай показывать... свою ловкость и силу в борьбе. Они... стремятся схватить друг друга и повалить, подставляют друг другу ноги, что является одним из основных приемов для победы над противником... Некоторые из этих борцов обладали необыкновенной силой, но их способ борьбы не вызывал несчастных слу?чаев; не обнаруживалось ни переломов рук или ног, ни сильных ушибов"**.

Отсутствие травм указывает на то, что в русской борьбе тогда уже была своеобразная техника безопасности - способы страховки и самостраховки.


* Памятники мировой литературы. Былины. Изд. Собашниковых, т. II, 1919, с. 451.
** Г. Виет. Энциклопедия, т. I. Берлин, 1794, с. 402.
Примерно к этому же времени относится и первое описание применения в русской борьбе подготовок к броскам. В 1847 году этнограф А. Терещенко писал:

"Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, - тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку"*

Выведение противника из равновесия до начала броска и по сей день является самой распространенной подготовкой к броскам.
В описаниях приемов русской борьбы этнограф Д. Равинский (1881) также говорит о подготовках к броскам:
"Одним из главных увеселений на масленице были борьба и кулачные бои... Борьба была разная: простая борьба, в схватку, в которой про?тивники охватывают друг друга обеими руками (сграбившись)** и возятся в таком положении, стараясь... свалить на землю, причем... допускается и подножка: борец подставляет противнику ногу и сразу сваливает его на нее.
В другой, охотничьей борьбе, не в схватку, противники берут друг друга за плечи или за ворот, иногда за пояс, двумя руками, а больше одной, каждый старается повалить противника на сторону, ударить о свое бедро и, подкинув кверху, бросить о землю... Каждый старается повалить противника на сторону, ударить о свое бедро и, подкинув кверху, бросить о землю... Практиковался и особый способ - "московский", при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком пра?вой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: "Матушка Москва бьет, родимая, с носка"***.



* А. Терещенко. Быт русской жизни, часть III. СПб., 1847, с. 80-83.
** Обхватывают друг друга накрест, причем не позволено брать под силки, то есть под обе подмышки разом.
*** Д. Раввинский, Русские народные картинки, кн. 5, СПб., 1881, с. 219-222.


Подсечки практиковались не только московскими борцами, но и петербургскими. В доказательство этого можно сослаться на гравюру Гейслера (середина XVIII века), где изображена борьба двух пар: один из борцов проводит боковую подсечку, второй - удержание верхом. При этом следует отметить целесообразность движений. При проведении боковой подсечки носок левой (опорной) ноги сильно развернут влево, что дает возможность правую (подсекающую) ногу поднимать выше, чем без разворота носка. Проводящий удержание верхом опирается на свое правое колено и на левую стопу это не случайно, так как у лежащего на земле свободна одна левая рука, и сбросить своего противника с себя он может только в сторону его левой ноги.
О применении удержаний пишет несколько по?зднее, в 1887 году, и этнограф Е. Покровский:


"Противники старались повалить друг друга на землю... Однако сваленного противника надо было еще удержать известное время под собой и большей частью до тех пор, пока он признавал себя побежденным. Для этого одолевший старался удержать своего противника на спине"*.

В дальнейшем, говоря о других видах национальной борьбы, для краткости мы будем приводить примеры только новых приемов, но это вовсе не значит, что приемы, использовавшиеся в русской борьбе, не встречались в других видах национальной борьбы. Часто те же самые или схожие, приемы можно было встретить и в грузинской, и в армянской, и в таджикской, и в других видах национальной борьбы.
Борьба с древнейших времен служила одним из средств воспитания молодежи. Об этом хорошо сказал известный таджикский поэт XIII века Саади:

Неопытный львенок боится лисы.
Воспитанный в холе, стараньями жен,
От первой же схватки сбежит, устрашен.
Охотой, борьбою, метанием стрел
Занявшись, подросток становится смел**.

В известном произведении Саади "Гулистан" встречается такая фраза:

"Некто приобрел мастерство в искусстве борьбы и умел делать 360 славных уловок, так что каждый день другими приемами..."***

Как видим, уже в то время у таджиков нацио?нальная борьба считалась искусством. Да и сам факт - знание 360 приемов - говорит о ее высоком развитии.
Современная таджикская борьба пользуется са?мыми разнообразными приемами: всевозможными подножками, захватами верхней части ног, подсечками, бросками через плечи. Борцы одеты в проч?ные халаты с поясами, служащими для захватов.


* Е. Покровский. Детские игры, преимущественно рус?ские. Изд. Карцева, 1887, с. 137.
** Хрестоматия по литературе народов СССР. Сост. Л. И. Кли?мович. М., 1947, с. 52.
*** Саади. Гулистан. Повесть 27. Пер. Назарианца. М., 1857, с. 39.
Народы, населявшие Среднюю Азию, с древнейших времен пользовались болевыми приемами, основанными на перегибании и выкручивании суставов. В Самарканде при вскрытии гробницы Тамерлана была найдена его автобиография. В записях, относящихся к 1375 году, Тамерлан писал:

"Из рядов неприятеля вышел известный своей храбростью и непомерной силой воин и замахнулся, собираясь ударить тяжелой палицей по голове Гази-Буган-Богодура, но Гази-Буган-Богодур сам схватил руки воина вместе с палицей, заложил их ему за спину o и в таком виде привел его в крепость, как птицу, которую держат за оба крыла"*.

Использовали болевые приемы и предки калмыков. Так, в калмыцком народном эпосе "Джангр", создание которого относится к 1440 году, мы находим их описания. Вот одно из них:

Ринулись вдруг на него, тяжело дыша,
Четверо сотников - гордость шульмусских сил.
Трех разрубил он, с четвертым в борьбу вступил,
Руки скрутил...**


* Автобиография Тимура. М.: Изд. АН СССР, 1934, с. 204.
** Джангр. М.: Госиздат, 1940, с. 70.
Калмыцкие борцы еще в прошлом веке занимались изучением своеобразных способов самостраховки. Этнограф П. Небольсин в 1852 году так описывал разучивание калмыцкими борцами падений, которые предохраняли бы падающих от повреждений:

"Они со всех ног кидаются оземь, чтобы при?учить себя к ударам..."*

В бурят-монгольской борьбе использовались захваты ног руками и зацепы ногами за ноги. Захваты ног широко практиковались и в азербайджанской борьбе.
Обращают на себя внимание специальные штаны для борьбы, служащие азербайджанским борцам для проведения всевозможных захватов.
Грузины борются в чохах - куртках без рукавов или с очень короткими рукавами. Эти куртки под?поясываются матерчатым поясом. Захваты за одежду у грузинских борцов весьма разнообразны.
Этнограф Е. Покровский в 1887 году так описал грузинскую борьбу:

"Правила борьбы у грузин точны и, можно сказать, даже деликатны: не физическая сила уважаема у них в борьбе, а ловкость и быстрота, Грех для лучшего борца оборвать одежду на противнике"**.

Можно было бы привести еще много интересных сведений о национальных видах борьбы, но из сказанного уже видно, что у народов, населявших территорию нашей страны, с древнейших времен культивировались разнообразные виды спортивной борьбы. В них практиковались броски и удержания, болевые приемы, способы страховки и самостраховки. Чаще всего борьба происходила в одежде, которую можно было использовать для всевозможных захватов.
Национальные виды борьбы, несмотря на запрещение властей, на что указывалось даже в "Стоглаве" (главы 92 и 93 - "О игрищах еллинского беснования", 1550), продолжали широко культивироваться вплоть до конца XIX века.

Конец XIX и начало XX веков знаменуются подъемом революционного движения. Понимая, ка?кую роль может сыграть национальная борьба на окраинах царской России, наместники и губернаторы городов систематически запрещают состязания по национальным видам борьбы, жандармы разгоняют народ, собирающийся посмотреть их. Царская цензура не разрешала издание руководств и даже правил состязаний по национальным видам борьбы. В результате все приемы и правила, передаваясь устно от старшего поколения к младшему, в большинстве своем не выходили за пределы рода или селения. Кроме того, национальная вражда, разжигаемая царским правительством, не давала возможности обмениваться опытом и организовывать состязания между борцами разных национальностей. Однако все это не могло убить интерес народа к национальной борьбе.

Царское правительство разрешило демонстрировать борьбу в цирках и народных садах. Это совпало с получением крупного займа от Франции. Французские товары широким потоком хлынули в Россию. Все французское широко рекламировалось, становилось модным. С цирком была завезена к нам и французская борьба. Устроители чемпионатов избрали ее как якобы "всемирно признанную". Но смысл такой рекламы был иной: эту борьбу широкие массы могли смотреть, однако заниматься ею мог только узкий круг лиц, имеющих доступ к специально оборудованным помещениям.

* П. Небольсин. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса, СПб., 1852, с. 144-153.
** Е. Покровский. Детские игры, преимущественно рус?ские. Изд. Карцева, 1887, с. 138.
Немедленно было издано подробное руководство по французской борьбе, где о русской борьбе было сказано всего несколько слов: "Русская - лишь известным образом ухватившись"*. О других национальных видах борьбы в Российской империи автор даже не упомянул, хотя описал и швейцарскую, и американскую.
Назревала революция. Но оружия у революцио?неров не хватало. В обращении к отрядам революционных армий В. Ленин писал:

"Отряды должны вооружаться сами, кто чем может (ружье, револьвер, бомба, нож, кастет, палка..., даже и без оружия отряды могут сыграть серьезнейшую роль: 1) руководя толпой, 2) нападая при удобном случае на городового, случайно отбившегося казака (случай в Москве) и т. д. и отнимая оружие"**.

"...Всякий энергичный человек с 2-3 товарищами сумеет разработать целый ряд таких пра-вил и приемов, которые надо составить, разу?чить, упражняться в их применении"***.

По указанию В. И. Ленина дружинники и отряды революционных армий начали заниматься боевой и физической подготовкой. В ряде мест шло также обучение и приемам самозащиты. Занятия обычно проходили за городом, на лесных полянах. Приемы в этих кружках изучались в порядке обмена опытом.
Интерес к приемам самозащиты и нападения рос с каждым днем. Предприимчивые издатели стали выпускать книги: Н. Гарман, Кара Ашикага выпустили руководства по джиу-джитсу, вышла небольшая книжечка Эмиля Андре "Искусство защищаться от уличных нападений".

Данные пособия и руководства не давали возможности в полной мере изучить и выполнить описанные там приемы, но реклама таинственного джиу-джитсу сделала свое дело: для тех, кто не был знаком с нею, она представлялась чем-то загадочным.

Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Дружба народов молодого многонационального государства росла и крепла. Была создана основная предпосылка для систематического изучения национальных видов спортивной борьбы и бытовой самозащиты. С каждым годом изучение их шло успешнее и успешнее.
В 1925-33 годах выходят пособия и руководства по самозащите авторов В. Спиридонова, А. Буценко, И. Солоневича, Н. Ознобишина и других.

Значительный вклад в развитие спортивной борьбы (дзюдо) и самозащиты принадлежит преподавателю Государственного института физической культуры В. С. Ощепкову, воспитавшему значительное количество тренеров и преподавателей по борьбе и самозащите.

К середине 30-х годов практически закончился сбор разнообразных приемов и изучение опыта народных видов борьбы.

Из русской борьбы были взяты большинство самых лучших бросков, все удержания, страховки партнера, подготовки к броскам, а также основная форма одежды для борьбы. Из грузинской борьбы были взяты прекрасные зацепы и броски через бедро с захватом одежды на груди противника; из азербайджанской и бурят-монгольской борьбы - разнообразные захваты ног; татарская, туркменская и узбекская борьба дали оригинальные броски, так называемые "подсады"; из таджикской борьбы - "ударный захват" (захват, за которым тут же следует бросок); среднеазиатские и алтайские виды борьбы дали болевые приемы и так далее.

* В. Пытлянский. Французская борьба. СПб,, 1896, с. 21.
** В. И. Ленин. Собр. соч., т. 8, с. 327.
*** Там же, с. 389.

Многовековой опыт национальных видов единоборств анализировался, и отбор всего самого лучшего и целесообразного велся на основе определенных задач:
oоздоровление организма занимающихся, развитие моральных, волевых и физических качеств;
oобеспечение максимальной прикладности;
oобеспечение безопасности занимающихся.
Первая задача - оздоровление организма и развитие определенных качеств - предполагала строгое соблюдение спортивного режима, регулярную круглогодичную тренировку; равномерную нагрузку для мышц ног, рук и туловища, параллельное развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости, воспитание смелости, решительности, воли к победе, настойчивости, трудолюбия, осторожности, предусмотрительности и точного расчета.

Для решения второй задачи -, обеспечения прикладности, - опыт некоторых национальных видов борьбы дал стойку, пригодную как для спортивной борьбы, так и для боя; одежду, позволяющую тре?нировать захваты, необходимые не только в спортивной, но и в боевой обстановке; приемы, пригодные как в спортивной борьбе, так и в бою; непреднамеренное начало борьбы и отсутствие искусственных положений по ходу схватки; правила борьбы, стимулирующие активность при проведении схватки. Таким образом обеспечивалась прикладность борьбы.
Для обеспечения безопасности занимающихся опыт ряда национальных видов борьбы дал страховку противника, самостраховку, требования точного соблюдения правил соревнований.

К созданию из отобранного материала стройной и подлинно передовой системы спортивной борьбы и самозащиты была привлечена наука, в частности анатомия, физиология, биомеханика, педагогика.

Всеобщее признание и распространение в масштабе всей страны спортивная борьба самбо получила в 1938 году, когда Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР организовал первый Всесоюзный сбор специалистов по спортивной борьбе. На этом сборе и на состоявшейся затем конференции были утверждены систематика приемов "советской борьбы вольного стиля" и основанная на ней терминология, правила соревнований и основы методики преподавания.
16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта издал Приказ N 633, в котором говорилось:

"Борьба вольного стиля в СССР, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных ви?дов борьбы нашего необъятного Союза... представляет собой чрезвычайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта... Принимая во внимание оборонное значение советской борьбы вольного стиля, вклю?чить в комплекс норм ГТО II ступени как одну из зачетных норм для мужчин спортивную борьбу, для женщин - комплекс самозащиты на основе борьбы вольного стиля".

Этот приказ позволил новому виду борьбы стать полноправным видом спорта, культивируемым в масштабе всей страны. Дата 16 ноября 1938 года и стала днем официального признания борьбы самбо.

Следующий этап развития и совершенствования техники спортивной борьбы самбо обусловлен тем, что приемы, собранные из национальных видов борьбы оказывали взаимное воздействие друг на друга, благодаря чему улучшались и расширялись возможности их применения. Так, на основе обмена опытом между различными национальными видами борьбы началось совершенствование приемов спортивной борьбы.
Подхват - бросок, взятый из грузинской борьбы, вскоре начал применяться самбистами как ответный прием против захватов ног, употребляемых в других видах борьбы, совершенно не знакомых грузинским национальным борцам.

Туркменский "зацеп снаружи" быстро вошел в обиход как наиболее распространенная защита против "мельницы" - приема, не знакомого туркменским национальным борцам.
Таких примеров очень много. В них мы видим использование приемов нападения в качестве ответных приемов или усовершенствования, возникающих при столкновении приемов, никогда ранее не применявшихся одновременно.

Накопление огромного практического материала сделало возможным создать классификацию приемов, выделить и отдельно изучить употребляющиеся в разных приемах захваты, подготовки и некоторые другие элементы.

Благодаря классификации и систематизации уда?лось выделить элементы, которые с успехом могут быть перенесены на другие сходные с ними приемы. Это сделало спортивную борьбу самой богатой борьбой в мире по количеству приемов. Таков был второй этап в развитии и совершенствовании техники спортивной борьбы самбо.
Дальнейшее развитие и совершенствование приемов было достигнуто с помощью науки. В первую очередь развитию и совершенствованию техники спортивной борьбы самбо помогли анатомия, физиология и биомеханика.

Все мышцы человеческого тела разделены на антагонистические группы. Эти группы мышц разнятся по своему объему и по своей силе. Зная направление сильных и сравнительно слабых мышц (следовательно, и движений) своего противника, самбист может с большим успехом и меньшими усилиями победить его.

При совершенствовании приемов спортивной борьбы самбо нужно стремиться строить их так, чтобы противник не смог оказывать им сильного сопротивления и для нападения использовать наиболее сильные группы мышц.

В момент задержки дыхания человек может проявить максимальную силу, немного меньше - при вдохе, и наименьший результат он показывает при выдохе. Следовательно, чтобы уметь вложить в свой решающий прием максимум силы, необходимо научиться выполнять его при задержке дыхания.

Выбирая момент для нападения на противника, надо также учитывать его дыхание и стараться делать приемы как раз в момент выдоха противника.
Так как зарядка энергией мышц происходит только в момент их расслабления, то, делая свою стойку ненапряженной, самбист все время пополняет силу своих мышц. Это не только делает его вы?носливым, но и позволяет при проведении приемов использовать свою силу полностью.

При любом движении необходимо напрячь одни группы мышц и расслабить другие. Если мы будем держать все мышцы напряженными, то ни одно движение мы не сможем сделать быстро, так как определенное время потратим на расслабление какой-то части мышц.

Быстро реагировать на нападения противника или поймать противника в то мгновение, когда он находится в особо неудобном или ослабленном положении, может только тот самбист, у которого стойка ненапряженная.

При борьбе быстрота движений - понятие отно?сительное, она зависит от быстроты движений противника. Если мы сумеем заставить противника замедлить движения, получим перед ним преимущество в быстроте. Этого нетрудно добиться при борьбе лежа. Части человеческого тела, удаленные от корпуса (предплечье и кисть, голень и стопа), обладают большей свободой действия, чем части тела, которые ближе к корпусу (плечо или бедро). Практически кисть и стопа имеют достаточную свободу действий, чтобы легко перемещаться в пространстве. Применить какой-либо прием к такому свободно перемещающемуся объекту очень трудно. Самбисту приходится в несколько приемов ограничивать степени свободы частей тела своего против?ника.
Сначала следует сковать подвижность его корпуса (удержание), затем - плеча и только после этого становится легко проводить захват предплечья, которое в таком положении имеет очень малый размах для движения и совсем незначительную быстроту.
При борьбе стоя быстроту движений можно увеличить, используя принцип сложения скоростей движений различных частей тела, производимых в одном направлении. Например, при передней подсечке необходимо очень быстро рвануть за рукав противника. Нужное направление рывка будет обеспечено: за счет сгибания руки в локтевом суставе, за счет разгибания ее в плечевом суставе (отведение руки назад), за счет поворота корпуса в сторону производимого рывка. Если сделать все три движения одновременно, то скорость движения кисти, производящей захват, будет состоять из суммы скоростей движения корпуса, плеча и предплечья.
При борьбе лежа силу для выполнения болевых приемов можно многократно увеличить применением самых разнообразных рычагов. Перегибая локтевой сустав, мы выворачиваем руку противника наружу или внутрь.

При поворотах руки наружу следует применять рычаг первого рода, подводя точку опоры под локоть. При проведении ущемления ахиллесова сухожилия также применяется рычаг первого рода - точка опоры подводится под ахиллесово сухожилие.
При поворотах руки внутрь следует применять рычаг второго рода - воздействовать на локтевой сустав какой-либо частью своего тела сверху.

Все "узлы" проводятся посредством рычага третьего рода.
Кроме применения рычагов, усиливать болевые приемы можно тем, что на одну руку или ногу противника вы действуете и руками, и ногами в разных сочетаниях - двумя руками и ногой, рукой и двумя ногами, обеими руками и ногами.

При борьбе стоя сила выполнения любого рывка может быть увеличена за счет добавления к вашей силе силы противника, действующей в том же направлении. Так, если противник сильно толкнет вас от себя, то можно одновременно с его толчком сделать рывок на себя и в сторону. Если быстрота вашего рывка будет больше, чем быстрота толчка противника, то к вашей действующей силе присоединится сила противника, и рывок в целом окажется более эффективным, чем, если бы в него была вложена только одна ваша сила.

Росла популярность спортивной борьбы самбо, число приверженцев ее становилось все больше и больше, так как самбисты легко побеждали борцов, которые владели только одним каким-нибудь видом национальной борьбы.
В годы Великой Отечественной войны самбисты успешно применяли в борьбе с врагом полученные знания и навыки. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград.

В послевоенный период, несмотря на ранения и контузии, полученные в боях с фашистскими захватчиками, некоторые самбисты приступили к тренировкам и добились серьезных спортивных результатов. Так, например, В. Данилин завоевывал два раза звание чемпиона СССР, а Е. Чумаков и Э. Коркусошвили завоевали это почетное звание по три раза.

Перворазрядник Е. Щукин, потерявший ногу, занялся судейством и получил звание судьи Всесоюзной категории.

Эти примеры показывают, какую настойчивость, волю и упорство в достижении цели вырабатывает спортивная борьба самбо.

По окончании войны спортивная борьба самбо стала развиваться еще быстрее. Начала издаваться литература по спортивной борьбе, позже ее стали переводить и на иностранные языки. С этой поры спортивная борьба самбо перешагнула границы СССР и получила широкое распространение, и прежде всего в странах народной демократии. Этому немало способствовали успешные выступления самбистов на соревнованиях по дзюдо.

В 50-е годы самбисты широко развернули подготовку инструкторов самбо, увеличили число занимающихся в секциях самбо, организовали много новых секций, ведущие спортсмены регулярно повышали свое мастерство.




12.05.2004
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован