10 сентября 2004
4393

Алексей Алексеевич Малый: о направлениях совершенствования статистического учета малого и среднего предпринимательства

Доктор экономических наук, академик РАЕН Алексей Алексеевич Малый сообщил нашему корреспонденту о направлениях совершенствования статистического учета малого и среднего предпринимательства

 

Отдельные сведения по различным типах хозяйствующих субъектов, входящих в сектор МСП, собираются различными ведомствами, из-за отсутствия единых принципов и методологии, а также сквозных кодов, данные в большинстве случаев не сопоставимы. Результат - организация наблюдения не позволяет рассчитать вклад МСП в такие базовые макроэкономические параметры, как ВВП, определить долю налоговых поступлений от МСП. Нет информации и по отдельным целевым группам МСП (стартующий бизнес, инновационные МСП, микро-, малый и средний бизнес). В частности, не организовано полномасштабное статистическое наблюдение за индивидуальным предпринимательством. В условиях отсутствия статистического реестра индивидуальных предпринимателей с учетом многочисленности сектора единственной возможностью организовать статистический учет является проведение сплошной переписи[1].

Нет достоверных данных об объемах банковского финансирования сектора, таможенная статистика также не разрабатывает информацию в разрезе МСП. Полностью отсутствует статистика по демографии сектора: продолжительности функционирования, интенсивности входа на рынок и ликвидации МСП.

Из всех субъектов сектора МСП наиболее полная статистическая информация разрабатывается по малым предприятиям - юридическим лицам, составляющим всего лишь 10% от общей численности субъектов МСП[2]. Но, как показали результаты Всероссийской переписи малых предприятий, проведенной в 2002 г. по результатам деятельности 2001 г., существующая статистика, построенная на результатах выборочного обследования, явно завышена. Готовящаяся Всероссийская экономическая перепись хозяйствующих субъектов должна уточнить размер и масштабы операций этой группы хозяйствующих субъектов.

Для принятия обоснованных решений в области регулирования сектора МСП, а также оценок эффективности проводимой политики необходима система индикаторов состояния сектора и его места в экономике страны. Базовые индикаторы этой системы с указанием возможных сложностей при их формировании и действий, которые необходимо предпринять для получения требуемой информации, представлены ниже в Таблице.

 

Таблица. Базовые показатели состояния и развития сектора МСП (периодичность получения информации – ежеквартально)


 Наименование показателяРазрезыПримечание: проблемы, которые возникнут при формировании показателяШаги, которые может предпринять МЭРТ для получения показателя
1Показатели состояния и развития
1.1Число МСПпо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие)) 1. Средний бизнес в силу отсутствия критериев не выделяется, тем не менее, база данных органов статистики позволит вычленить согласно установленным критериям число субъектов среднего бизнеса, поскольку группа `крупных и средних` отчитывается на регулярной основе  в сплошном режиме и предоставляет в органы статистики подробную статистическую и бухгалтерскую  отчетность.2. Малые предприятия – юридические лица (наиболее крупные из них) будут с 1 января 2005 г. предоставлять в сплошном режиме наряду с крупными и средними предприятиями сквозную статистическую отчетность.Остальные малые предприятия – юридические лица будут обследоваться в выборочном режиме с досчетом на полный круг.Возникает проблема формирования сводов по малым предприятиям. Из-за перехода на новый классификатор видов экономической деятельности необходимо скорректировать критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, установленные в Федеральном законе N 88-ФЗ `О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации` от 14.06.1995 г.3. Индивидуальные предприятия. Из-за отсутствия генеральной совокупности статистический учет сектора не организован. Всероссийская перепись индивидуальных предпринимателей регулярно переносится, не запланировано ее финансирование и в 2005 г., не смотря на наличие Распоряжение правительства РФ N1818-p. Органы статистики получают информацию о числе индивидуальных предпринимателей от Федеральной налоговой службы, которые располагают наиболее актуальной информацией. Поскольку речь идет о персонифицированных данных по физическим лицам, из-за противоречивости и непроработанности законодательства возникают проблемы при передаче информации.  Полностью отсутствует информация о видах экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, налоговые органы ее не разрабатывают. Нет данных и о сроке функционирования индивидуального бизнеса.В связи с перерегистрацией крестьянских (фермерских) хозяйств в индивидуальных предпринимателей будут возникать сложности и при получении информации по этому типу хозяйствующих субъектов.4. Передача регистрирующих функций налоговым органам в условиях неотрегулированности межведомственного взаимодействия, а также несовершенства и противоречивости законодательства, регулирующей области информации и официальный статистический учет, отражается на качестве статистической информации.  Необходимо определить ведомство, которое должно будет формировать из различных источников данный показатель в требуемых разрезах, наделив его полномочиями получать запрашиваемую информацию из органов исполнительной власти, которые ею располагают, а также обязать его собирать и рассчитывать требуемые показатели,  гарантируя финансирование работ.  Согласно функциям и задачам такой структурой может стать Росстат. 1. Законодательное закрепление критериев выделения сектора МСП, с установлением критериев выделения отдельных целевых групп(доработка Федерального Закона N 88-ФЗ).2. Включение в Федеральную программу статистических работ  данного показателя3. Участие в доработке Законопроекта `О государственной статистической деятельности в Российской Федерации`, который должен улучшить правоприменительную практику в сфере государственной статистической деятельности. На данный момент она из-за отсутствия четкого правового регулирования затруднена.Нормы Федерального закона `Об информации, информатизации и защите информации`, вступают в противоречие с положениями других нормативных правовых актов.Так, пункт 5 статьи 12 вышеназванного Федерального закона устанавливает право на определение органом государственной власти порядка доступа к документированной информации с ограниченным доступом, в то время как субъектам, указанным в ст. 13 Федерального закона `О естественных монополиях`, ст. 27 Федерального закона `О рекламе`, пункте 9 статьи 11 Федерального закона `О федеральных органах налоговой полиции`, а также в Федеральном законе `О Счетной палате Российской Федерации`, предоставлено право безусловно получать любую информацию.Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 `Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера` устанавливает Перечень, который охватывает всю зону данных государственной статистической отчетности, вводя ее в разряд конфиденциальной, в то же время пункт 2 статьи 8 Федерального закона `Об информации, информатизации и защите информации` устанавливает, что предоставление (и, соответственно, получение) таких сведений осуществляется только в соответствии с законодательством об этой категории информации. В связи с этим возникает вопрос о законности сбора такой информации.4. Подержание инициативы по проведению Всероссийской переписи индивидуальных предпринимателей. (распоряжение Правительства РФ от 10.12.2003 г. N1818 устанавливает срок ее проведения в октябре 2005 г., но в бюджете 2005 г. ее финансирование так и не было заложено). Перепись в силу различных причин неоднократно откладывалась, тем не менее, методология и план переписи уже готов, посчитан бюджет, установлена технология  ее проведения, проведена апробация инструментария.5.  Выступление с инициативой проведения сплошного статистического наблюдения в рамках Всероссийской экономической переписи за малыми предприятиями - юридическими лицами. Методология и план переписи уже готов, посчитан бюджет, установлена технология  ее проведения, весной 2005 г. будет проведена апробация ее инструментария. Целесообразно ее провести в 2006 г., сохраняя четырех летнюю периодичность в проведении переписей. Первая сплошная перепись малых предприятий была проведена в 2002 г. по итогам 2001 г. 6. Поддержание инициативы Росстата о формировании единого федерального информационного ресурса7. Обращение к Минфину о рассмотрении возможности финансирования статистических работ, в том числе запланированной Всероссийской переписи индивидуальных предпринимателей.8. Подготовка запросов в ФНС России,  Минпромнауки РФ, Минсельхоз РФ,  в другие органы исполнительной власти с просьбой о предоставлении необходимой информации органам статистики для формирования статистики по сектору малого и среднего предпринимательства.   
1.2Занятые в секторе МСП (списочная численность, численность внешних совместителей, численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) по сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние – см. пункт 1.12. Малые предприятия – см. выше3. Индивидуальные предприниматели. Достоверная информация отсутствует, Федеральная налоговая служба располагает сведениями только о числе самих индивидуальных предпринимателей, данные о наемных работниках не собираются. Косвенные оценки можно дать только на основе ежеквартальных Обследований населения по проблемам занятости, проводимых Росстатом, но эти данные не позволяют делать разбивки по интересующим разрезам и формируются по России в целом.4. К существующей проблеме о формировании сводной информации по сектору из различных источников добавляется проблема отсутствия необходимых данных. Потребуется не только определить ведомство, формирующие из отдельных информационных источников и ведомств требуемый показатель в запрашиваемых разрезах, но и корректировка системы статистического наблюдения. Оптимальным является проведение Всероссийской переписи индивидуальных предпринимателей  См. пункт 1.1
1.3Основные средства МСПпо сектору в целом (и внутри по типу основных средств)по регионам (и внутри по типу основных средств)видам деятельности (и внутри по типу основных средств)формам организации бизнеса (внутри по типу основных средств)размерным группам (микро-, малые-, средние) (и внутри по типу основных средств)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие)) (и внутри по типу основных средств)1. Средние - см. пункт 1.12. Малые предприятия – информация в масштабе всех МП не собирается (есть данные из бухгалтерской отчетности о стоимости основных  средств (первый раздел актива баланса, но это лишь по той группе малых предприятий, которые ведут традиционную систему налоговой отчетности и предоставляют ее в органы статистики.)3. Индивидуальные предприятия – информация не собирается (исключения отраслевые выборочные обследования) Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи. См. пункт 1.1
1.4Объемы производимой продукции МСПпо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт 1.1.2. Малые предприятия – информация есть, но не разрабатывается в части указанных разрезах3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи.См. пункт  1.1
1.5Объемы выручкипо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт 1.12. Малые предприятия – информация есть, но не разрабатывается в части указанных разрезах3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи.См. пункт 1.1
1.6Затраты на производство и реализацию продукции (с выделением материальных затрат и затрат на оплату труда)по сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт  1.12. Малые предприятия – информация есть, но не разрабатывается в части указанных разрезах3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи  См. пункт 1.1
1.7Сальдированный финансовый результат (отдельно прибыль и отдельно убыток с указанием числа субъектов, получивших отрицательный и положительный финансовый результат)по сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт  1.12. Малые предприятия – информация есть только по тем предприятиям, которые ведут традиционную систему бухгалтерского учета и налогообложения и предоставляют бухгалтерскую отчетности в органы статистики. Но даже эта далеко не полная информация не разрабатывается в указанных разрезах.3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См. пункт 1.1
1.8Рентабельность продукциипо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт  1.12. Малые предприятия – информация есть только по тем предприятиям, которые ведут традиционную систему бухгалтерского учета и налогообложения и предоставляют бухгалтерскую отчетности в органы статистики. Но даже эта не охватывающая всех малых предприятий  информация не разрабатывается в указанных разрезах.3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См. пункт  1.1
1.9Рентабельность капиталапо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт  1.12. Малые предприятия – информация есть только по тем предприятиям, которые ведут традиционную систему бухгалтерского учета и налогообложения и предоставляют бухгалтерскую отчетности в органы статистики. Но даже эта не охватывающая всех малых предприятий  информация не разрабатывается в указанных разрезах.3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См. пункт 1.1
1.10Производительность труда (как соотношение индексов изменения валовой добавленной стоимости (для экономики в целом - ВВП) и совокупных затрат труда на всех видах работ)по сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – не рассчитывается2. Малые предприятия – не рассчитывается3. Индивидуальные предприниматели – не рассчитывается Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См. пункт 1.1
1.11Коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивостипо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт 1.12. Малые предприятия – информация есть только по тем предприятиям, которые ведут традиционную систему бухгалтерского учета и налогообложения и предоставляют бухгалтерскую отчетности в органы статистики. Но даже эта не охватывающая всех малых предприятий  информация не разрабатывается в указанных разрезах.3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См. пункт 1.1
1.12Кредиторская задолженность по типам кредиторов, с обязательным выделением кредитов банковпо сектору в целом (внутри по типам кредиторам)по регионам (внутри по типам кредиторам)видам деятельности (внутри по типам кредиторам)формам организации бизнеса (внутри по типам кредиторов)размерным группам (микро-, малые-, средние) (внутри по типам кредиторам)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие)) (внутри по типам кредиторам)1. Средние предприятия – см. пункт 1.12. Малые предприятия – информация есть только по тем предприятиям, которые ведут традиционную систему бухгалтерского учета и налогообложения и предоставляют бухгалтерскую отчетности в органы статистики. Но даже эта не охватывающая всех малых предприятий  информация не разрабатывается в указанных разрезах.3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписиСм. пункт  1.1
1.13Дебиторская задолженностьпо сектору в целом (внутри по типам дебиторов)по регионам (внутри по типам дебиторов)видам деятельности (внутри по типам дебиторов)типам организации бизнеса размерным группам (микро-, малые-, средние) (внутри по типам дебиторов)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие)) (внутри по типам дебиторов)1. Средние предприятия – см. пункт 1.12. Малые предприятия – информация есть только по тем предприятиям, которые ведут традиционную систему бухгалтерского учета и налогообложения и предоставляют бухгалтерскую отчетности в органы статистики. Но даже эта не охватывающая всех малых предприятий  информация не разрабатывается в указанных разрезах.3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписиСм. пункт  1.1
1.14Объемы инвестицийпо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))1. Средние предприятия – см. пункт 1.12. Малые предприятия – информация есть, но не разрабатывается в части указанных разрезах3. Индивидуальные предприниматели – исходная информация отсутствует Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См. пункт  1.1
1.15Налоговые поступления от МСПпо сектору в целомпо регионампо формам организации бизнеса (инлдивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)Федеральная налоговая служба не разрабатывает данную информацию по типам хозяйствующих субъектов. Необходимо подготовить запрос в ФНС России о расчете налоговых поступления от МСП Подготовить запрос в ФНС России с просьбой о формировании показателя объемов налоговых поступления от МСП в указанных разрезах
2Показатели вклада в макроэкономические показатели
2.1Доля МСП в ВРП и ВВПпо сектору в целомпо регионам Для расчета показателя требуется дополнить отчетность рядом показателей.Необходимо расширять систему статистического наблюдения, провести Всероссийскую перепись индивидуальных предпринимателей, уточнить  параметры деятельности малых предприятий, формирующихся на выборочной основе в ходе Всероссийской экономической переписи См  пункт  1.1
2.2Доля выручки МСП в общем ее объемепо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))См. пункт 1.5См пункт  1.1
2.3Доля занятых в секторе МСПпо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))См. пункт 1.2См. пункт 1.1
2.4Доля числа МСП в общем числе хозяйствующих субъектовпо сектору в целомпо регионамвидам деятельностиформам организации бизнеса (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, средние предприятия)размерным группам (микро-, малые-, средние)целевым группам (инновационные; в зависимости от срока функционирования на рынке (стартующие, действующие))См. пункт 1.1См. пункт 1.1
2.5Доля налоговых поступлений МСП в общем их объемепо сектору в целомпо регионамразмерным группам (микро-, малые-, средние)См. пункт 1.15 Подготовить запрос в ФНС России с просьбой о расчете доли налоговых поступдений МСП в общем их объеме.
3Статистика по отдельным группам малых и средних предприятий
3.1Масштабы внешнеэкономической деятельности:(объемы и частота поставок и закупок)По сектору в целомПо регионам РоссииИнформация в разрезе типов хозяйствующих субъектов не разрабатывается Необходимо расширять систему статистического наблюдения, ввести новый разрез обработки информации  1. Включение в Федеральную программу статистических работ  системы показателей, отражающей масштабы внешнеэкономических операций МСП 2. Обратиться ко всем держателям и получателям информации об объемах внешнеэкономических операций выделение результатов деятельности МСП. (и прежде всего, к Банку России и ГТК России)2. Обращение к Минфину о рассмотрении возможности финансирования данных статистических работ. 
3.2Результаты деятельности инновационных МСП [а) внутренние затраты на исследования и разработки; б) численность персонала, занятого исследованиями и разработками; в) число заявок, поданных на регистрацию изобретений, полезных моделей, товарных знаков; г) число патентов на изобретения. на промышленные образцы, число зарегистрированных товарных знаков; д) число созданных передовых технологийПо сектору в целомПо регионам РоссииНа данный момент из-за отсутствия определения инновационных МСП предприятий статистика по ним не ведется     1. Законодательное определение инновационных МСП2.  Включение в Федеральную программу статистических работ разработки показателей инновационной деятельности по субъектам МСП.3.  Обратиться к Российскому агентству по патентам и товарным знакам и Минобрнауке предоставлять информацию о масштабах и результатах деятельности МСП. 4. Обращение к Минфину о рассмотрении возможности финансирования данных статистических работ. 
4.Прочее   
4.1Демография сектора МСП:показатели интенсивности создания;показатели интенсивности закрытия;продолжительность функционированияПо сектору в целомПо регионамПо видам деятельностиПо размерным группам (микро-. малый-, средний бизнес)Такой вид статистических работ не ведется, хотя он крайне важен, поскольку спецификой сектора выступает его высокая подвижность и ротация.1. Включить в Федеральную программу статистических работ.2. Обращение к Минфину о рассмотрении возможности финансирования данных статистических работ.

[1] Хотя Распоряжение Правительства РФ от 10.12.2003 г. N1818-p, устанавливающее срок проведения Всероссийской переписи индивидуальных предпринимателей в октябре 2005 г., принято, расходы в  бюджете на  2005 г. на ее проведение не запланированы, так что перепись индивидуальных предпринимателей, по-видимому, вновь будет отложена.

[2] `Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка. 2004 г.` / Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию. Под средними предприятиями понимаются юридические лица не малые предприятия с числом занятых до 250 человек.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован