Эксклюзив
25 марта 2014
3794

Адвокат Александр Арутюнов: как правильно пользоваться электронной подписью?

Вопрос: Только уехал в командировку - звонит секретарша, документы подписать нужно. Слышал про электронные подписи. Существуют такие? Имеют ли они юридическую силу? Как ими пользоваться?

Ответ: Да, электронные подписи существуют и уже давно. Более того, на смену федеральному закону "Об электронной цифровой подписи" от 2002 года, которым электронная подпись распространялась только на гражданско-правовые сделки, пришел федеральный закон "Об электронной подписи" от 2011 года, который, в свою очередь, позволил использовать электронную подпись для совершения любых юридически значимых действий. Иными словами, идет процесс совершенствования соответствующего законодательства.
По закону под электронной подписью понимается (попытайся вникнуть в запутанные фразы!) информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Как видно, "заумное" определение, но именно такое содержится в законе. Во всяком случае, понятно, что электронная подпись - это информация, а не отсканированная подпись, например, директора фирмы, вставленная в документ. Более того, электронную подпись вообще нельзя увидеть в тексте документа, ибо это набор символов, который присоединен к документу в качестве подтверждения личности отправителя.
Электронная подпись бывает двух видов: простая и усиленная. Простая подпись - это адреса электронной почты и пароли, которые нужно держать в секрете. Пригодится, к примеру, для использования электронного кошелька. Усиленная подпись, в свою очередь, подразделяется на усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную (ею тебе и советую обзавестись). Усиленная неквалифицированная подпись может использоваться только для документов, не требующих особого оформления.
Усиленная квалифицированная электронная подпись приравнивается к документу, на котором есть собственноручная подпись и печать, и используется, например, для передачи через Интернет отчетных, бухгалтерских и банковских документов. Как ты понимаешь, это очень удобно. Однако, получение усиленной квалифицированной подписи невозможно без услуг аккредитованных удостоверяющих центров, которые создают ключи подписи для клиентов. Аккредитованные удостоверяющие центры используют для создания указанных ключей сертифицированные государством программы, что и делает подписи квалифицированными.
Так, усиленная квалифицированная электронная подпись в отличие от других видов электронных подписей использует сертифицированный ФСБ алгоритм шифрования данных, что исключает внесение каких-либо изменений в электронный документ.
Квалифицированная подпись признается действительной до тех пор, пока решением суда не будет установлено иное.
Как получить такую электронную подпись? Нужно обратиться в любой из аккредитованных удостоверяющих центров с заявлением и подписать договор на оказание услуг по созданию электронной подписи. Стоимость услуг колеблется от 10 до 15 тысяч рублей. После создания электронной подписи пользователю будут выданы два ключа: открытый и закрытый. Закрытый ключ ты будешь хранить у себя и с его помощью шифровать и подписывать документ. В подпись будет включена информация с именем файла открытого ключа подписи, информация о лице, подписавшем документ и дата формирования подписи. Получатель документа, имеющий открытый ключ, в свою очередь, дешифрует с помощью открытого ключа документ и произведет проверку электронной подписи отправителя. Если подпись верна, то документ действительно подписан тобой и в текст документа не внесены изменения.

www.mhealth.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован